Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - лукиан христианский ученый
Лукиан христианский ученый
— известный христианский ученый (220-311). Сын богатых родителей, он получил хорошее светское образование, но, прибыв по смерти родителей в Эдессу, занялся там изучением Св. Писания под руководством исповедника Макария. Из Эдессы переселившись в Антиохию, он был сделан пресвитером и основал христианское училище, из которого образовалась знаменитая "антиохийская школа" христианских богословов. В 311 г., во время гонения Максимиана, Л. был схвачен и отвезен в Никомидию на суд императора; при этом он представил письменную апологию христианства (отрывки ее сохранились в "Церковной истории" Руфина), но был в оковах брошен в тюрьму и замучен. В 326 г. царица Елена воздвигла над его мощами великолепный храм. Богословский образ мыслей Л. нельзя считать окончательно выясненным. По мнению некоторых, в своих догматических понятиях он был близок к учению известного Павла Самосатского и будто бы после осуждения этого еретика на Антиохийском соборе 272 г. порвал отношения с антиохийской церковью, удалившись в Александрию. Ариане ссылались на его сочинения как на первоисточник; более умеренная часть их составила будто бы даже свой символ в выражениях, заимствованных из сочинений Л. Но в то же время и православные богословы древности говорят о его учении с большим уважением. По словам Созомена и Никифора, на Антиохийском соборе 341 г. (состоявшем главным образом из ариан) с именем Л. был представлен совершенно православный символ — тот самый, который известен по сочинениям Афанасия Вел. и Гилария и, по словам последнего, был прямо направлен против Павла Самосатского. В этих противоречиях трудно разобраться в настоящее время, так как сочинения Л., кроме нескольких писем, до нас не дошли. В его время главные догматы христианства не имели еще точных формул и существовала полная свобода мнения о них для лиц более авторитетных; весьма вероятно поэтому, что учение Л., как и некоторых других отцов церкви (напр. Дионисия Вел.), не было вполне тождественно с символом никейским. Главный труд жизни Л. — пересмотр и исправление греческого перевода (LXX толковников) Ветхого Завета, а также всего текста Нового Завета (см. о значении этого труда в соч. прот. В. Г. Рождественского "Введение в новозаветные книги Св. Писания", 1878). В его редакции Ветхий Завет был представлен в трех параллельных столбцах, вмещавших в себе тексты еврейский, сирийский и LXX-ти — последний с устранением излишних вставок и со внесением пропущенного. В этом виде греческий текст Лукиановой редакции был близок к тому тексту Библии, который Ориген и Евсевий Кесарийский называли κοινή (т. е. общеупотребительный в церкви); в нем не было тех дополнений, которые внес в свою редакцию Ориген. Во время мученичества Л. ящик с рукописью его был замазан в стену здания известью, откуда был извлечен при Константине Вел. и с этого времени вошел в общее употребление в церквах Сирии и Малой Азии, а отчасти и Египта. По мнению некоторых ученых, редакция Л. сохранилась в нынешнем константинопольском издании Библии.
Д. Б-в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое лукиан христианский ученый
Значение слова лукиан христианский ученый
Что означает лукиан христианский ученый
Толкование слова лукиан христианский ученый
Определение термина лукиан христианский ученый
lukian hristianskiy uchenyy это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):