Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - мендельсон моисей
Мендельсон моисей
М. не был творцом философской системы, но, благодаря той искренности и душевной теплоте, которой проникнуты его сочинения, их простоте и наглядности и тому чудному и легкому языку, каким они написаны, он более, чем кто-либо, содействовал распространению деистических воззрений среди образованного общества, и в этом смысле вполне заслуживает названия популярного философа. Успех "Федона" был громадный. Помимо вышеупомянутых достоинств, это объясняется особенностями эпохи: общество, отказавшееся от слепой веры, охотно прислушивалось к голосу разума, защищавшего бытие Бога и бессмертие души. Среди немецких евреев Мендельсон был первым пионером европейского просвещения, первым, соединившим еврейство с наукой. Громадное влияние в этом отношении имел его образцовый немецкий перевод Пятикнижия и Псалмов, который, с одной стороны, дал евреям возможность познакомиться с текстом, не искаженным никакими комментариями, с другой — послужил для них стимулом к изучению немецкого языка; еврейская молодежь перестала заниматься одним талмудом, стремление к просвещению охватило евреев не только в Германии, но и в Польше. Около М. сгруппировались и другие передовые люди из евреев, стали основывать школы, пропагандировать ремесленный труд и изменение старых форм жизни. Таким образом М., не будучи практическим реформатором, был им в значении культурно-историческом; придерживаясь строго самых мелочных религиозных обрядов, он, однако, начал разрушение стены, отделявшей евреев от европейских народов. Многое также сделал он для внешнего, политического освобождения евреев, хотя он предпочитал, чтобы голоса в пользу евреев раздавались из среды самих христиан. В 1781 г. его друг Дом напечатал наделавшую много шума книгу "Об улучшении гражданского положения евреев", а в 1783 г. М. издал свою книгу "Jerusalem oder über religiö se Macht und Judenthum" — книгу, о которой Кант и Мирабо дали самые лестные отзывы. Здесь он высказывает свои взгляды на отношение церкви к государству, разграничивая пределы и сферы их влияний: государство требует от своих членов известных поступков, религия — внутреннего убеждения. Государству нет дела до религии его граждан; различие в вере не должно быть препятствием к пользованию гражданскими правами. Власть церкви для М. — нечто непонятное. Веротерпимость, свобода совести и мысли — вот девиз, который провозглашает М. в "Иерусалиме". Приверженец теологического рационализма, М. в то же время и вполне искренне был вполне религиозным евреем. В еврейской религии, по его мнению, нет противоречия между разумом и верой; ее основы — это основы религии разума. Еврейству откровением была дана не религия, а законодательство, был предписан церемониал, которого евреи должны придерживаться, чтобы лучше постигнуть великие основные истины своей веры. Предсмертным сочинением М. были письма "Moses M. an die Freunde Lessings" (1786), в которых он старался опровергнуть утверждение Якоби, будто Лессинг был спинозистом. "Полное собрание сочинений" М. издал его внук (Лейпциг, 1843—1844, с биографическим введением); сочинения по философии, эстетике и апологетике издал Браш (Лейпциг, 2 изд., 1881). См. еще "M. M. Ungedrucktes und Unbekanntes von ihm und ü ber ihn" (Лейпциг, 1883). На русский язык переведены: "Рассуждение о духовном свойстве души человеческой" (М., 1806) и "Федон, или О бессмертии души в трех разговорах" (М., 1841). Памятник М. поставлен в Дессау в 1890 г.
См. Kayserling, "M. M.; sein Leben u. seine Werke" (Лейпциг, 1888).
Иосиф М., его старший сын (1770—1848), вместе с братом Абрамом (1776—1835), отцом Феликса Мендельсона-Бартольди, основал в Берлине банкирский дом, которым теперь владеют их внуки и правнук. Из дочерей М. вторая, Доротея (1763—1839), сперва была замужем за купцом Фейтом, вторично за Фридрихом Шлегелем, приняла протестантство, а потом вместе со вторым мужем — католичество. Она написала роман "Флорентин", в котором чувствуется влияние Гете, и вновь обработала рыцарские романы "Merlin" и "Lothar und Maller".
Г. Р.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907