Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - месса литургия у католиков
Месса литургия у католиков
Относительно времени совершения М. практика древней Западной церкви представляет некоторые особенности в сравнении с церковью Восточной. Уже во II в. на Западе литургию совершали дважды в неделю, кроме воскресенья, именно в среду и субботу, тогда как на Востоке, по свидетельству Иустина, она совершалась лишь в день воскресный. С V в. на Западе в праздники, когда в храм стекалось множество молящихся, возник обычай совершать литургию дважды в день в одном и том же храме (причем совершителем ее могло быть одно и то же лицо — пресвитер или епископ), отчего эти дни назывались многолитургийными (dies poliliturgici). В VIII в. случалось на Западе, что в одном и том же храме совершались в праздник Рождества Христова четыре литургии. Во времена гонений временем совершения М. на Западе была ночь, почему Тертуллиан называет литургийные собрания antelucanas, nocturnas convocationes. Впоследствии литургия стала совершаться днем, в дни праздничные — в 12 часов дня, в дни четыредесятницы и вообще дни постные — в 3 часа дня. В средние века было установлено совершать М. ночью в Рождество Христово и в великую субботу. Виды западной М. 1) "торжественная", иначе — "великая", "главная", "каноническая", с пением и торжественными церемониями, с участием большего или меньшего числа священнослужителей — нынешняя главная М.; 2) домашняя или тайная М., совершаемая на домашнем алтаре: 3) месса в честь мучеников, в дни памяти их. 4) М. по обету (missa votiva), например по случаю освобождения какой-либо местности или лица от какого-либо бедствия. Корнелий Шультинг (Schulting) в своей "Bibliotheca ecclesiastica" собрал 120 видов литургий по обетам (см. Visconti, "De missae ritibus"; Marten, "De antiquis monachorum ritibus"; Guyer, "Heortologia"). 5) M. за умерших, о которой упоминает уже Тертуллиан в сочинении "De corona militum".
H. Б—в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907