Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - мистерии у древних греков
Мистерии у древних греков
Важнейшие М.: 1) елевзинские М. Они совершались ежегодно в честь Деметры и Коры (Персефона), в Елевзисе (см.); местом происхождения их считают Египет; в Греции они были известны еще в доисторические времена. Главное содержание их — миф о похищении Персефоны (см. Деметра). Наиболее важные литургические функции предоставлялись древним афинским родам Евмолпидов и Кириков (см. Евмолп). Важнейшими лицами при М. были иерофант и иерофантида, посвящавшие желающих в М., дадух или факелоносец и дадухуза, иерокерак, произносивший при богослужении молитвы и формулы, и др. Посвящаться могли все эллины, без различия общественного положения, пола, племени или государства, позже доступ получили и римляне. Лица порочные и преступники не могли быть посвящены. Желающий посвятиться брал в руководители мистагога из афинских граждан и допускался к малым М. затем уже к великим; между этими 2-мя степенями промежуток не менее года. Посвящаемые совершали жертвоприношения и затем вступали в храм, где в глубоком мраке ночи совершали переходы из одной части святилища в другую; по временам разливался ослепительный свет и раздавались страшные звуки. Эти эффекты производились различного рода техническими приспособлениями, но тем не менее производили подавляющее впечатление. Страшные сцены сменялись светлыми, успокоительными: открывались двери, за которыми стояли статуи и жертвенники; при ярком свете факелов посвящаемым представлялись украшенные роскошными одеждами изображения богов. С елевзинскими М. соединены были афинские малые и великие М. Первые состояли, главным образом, в очищении водой Илисса; в состав вторых входили торжественные процессии в Елевзисе, очищения морской водой, мистические обряды в храме Деметры в присутствии одних лишь посвященных и состязания. Драматические представления воспроизводили перед мистами весь миф о Деметре; при этом им показывались священные предметы, скрытые от посторонних глаз, и раскрывались тайны (τά άπόρρητα), т. е., вероятно, священные предания и мифы, неизвестные народу.
2) Самофракийские М. связаны были с культом кабиров (см.). Здесь был особый жрец, очищавший убийц; от посвящаемых требовался род исповедания грехов. Эти М., по верованию древних, предохраняли от опасностей, особенно на море.
3) Критские М. Зевса и куретов основаны были на мифе о воспитании Зевса на Крите у куретов (см.). Они были открыты для всех.
4) Орфические М. являлись собраниями замкнутого общества последователей учения, приписывавшегося Орфею (см.). На посвященных налагались разные аскетические обязанности. Орфические М. были связаны с мифами о Дионисе. Последние послужили исходным пунктом и для ряда других мистически-оргиастических празднеств, из которых особенно выдаются вакханалии (см.). Схожи по характеру празднества в честь Котито (см.), Кибелы (см.) и др.
До начала XIX века ученые видели в М. эзотерическое религиозное учение, отличное от народной веры и передававшееся из века в век среди жрецов. Но известное сочинение Chr. A. Lobeck'а ("Aglaophamus sive de theologiae mysticae Graecorum causis", Кенигсберг, 1829) доказало связь М. с обычным культом богов у древних греков. Русский ученый Н. И. Новосадский пришел к заключению, что в елевзинских М. проводилось особое учение, освещавшее те запросы мысли древнего эллина, на которые не давала решения общая, всем открытая народная эллинская религия.
Ср. Petersen, "Der geheime Gottesdienst bei den Griechen" (Гамбург, 1848); Haupt, "De mysteriorum Graecorum causis et rationibus" (1853); Rinck, "Ueber die ethische Bedeutung der griechischen Mysterien" ("Verhandl. d. Basl. Phil. Vers.", 1847), Du Prel, "Die Mystik d. alten Griechen" (1888); I. Preller, "Demeter u. Persephone" (1837); H. И. Новосадский, "Елевсинские мистерии" (СПб., 1887); A. Nebe, "De mysteriorum E leusiniorum tempore et administratione publica" (1886); E. Rohde, "Psyche" (1890—93); Rubensohn, "Die Mysterienheiligthümer in Eleusis und Samothrake" (1892); Aurich, "Das antike Mysterienwesen in seinem Einfluss auf das Christentum" (1894).
А. М. Л.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907