— Восьмидесятые годы прошлого столетия были в
Н. литературе эпохой
так называемого "последовательного натурализма". Литературное
движение следующего десятилетия было отчасти развитием
тех же начал, но вместе с тем оно имело
характер реакции против них: его
девиз гласил: "преодоление натурализма" (Ueberwindung
des Naturalismus). Этот термин, принадлежащий
Герм. Бару, означал, в сущности, только
освобождение от крайностей механически усвоенного натурализма.
Путь, пройденный за это время Н. литературой, может быть намечен теми влияниями, которые
она испытала. Из этих влияний важнее иноземные. Литературные воспоминания одного из виднейших участников нового движения,
М.
Г. Конрада, носят название: "Von E. Zola bis G. Hauptmann" — и это название верно характеризует исходный пункт движения.
Зола был для немецких борцов за художественную правду не столько учителем, сколько знаменем. Н. литературе недоставало бесстрашия натурализма: молодежь нашла образец этого бесстрашия в Зола. Под этим воздействием были созданы первые, мало удачные произведения (Крецер, Гольц, Шлаф). За ним шли другие влияния, более значительные. Немецкие искатели нашли иной реализм, более сильный и более творческий — реализм современных скандинавских писателей (Якобсен, Ибсен, Бьернсон, Ли, Кьелланд) и классиков русского
романа. Н. литературная молодежь, с боевым криком "Natur!" искавшая у иностранных писателей природы, нашла у них высокое
искусство и за оболочкой реалистического содержания почувствовала глубину идеалистических мотивов. Это
новое отношение к иностранным образцам совпало с переменой общественного и литературного настроения. Наивный
позитивизм усложнялся; выше недавней борьбы грубого шовинизма с пошлым космополитизмом стало
сознание высокой ценности национального творчества. Еще в семидесятых годах Шерер указывал на близость "нового поколения" к романтизму. Влияние Рих. Вагнера оправдало эту характеристику. Оно обусловливается не только музыкальным гением и своеобразной философией Вагнера, но и его драматическим искусством: Вагнер —
один из наиболее могучих деятелей "возрождения трагизма", характерного для современной поэзии. В этой стороне влияния с ним сошелся его единомышленник и противник Фр.
Ницше. Не только основами своего индивидуалистического мировоззрения, не только красотами своей художественной прозы подействовал Ницше на современную Н. литературу, но прежде всего глубокой серьезностью, можно сказать самоотвержением, с которым он ставил проблемы.
Эта серьезность сообщилась литературе, в которой в то же время возродилось влияние отодвинутых на второй план таких классиков,
как напр. Фр.
Геббель,
К.
Ф. Мейер, Готфр. Келлер, Отто
Людвиг. Понемногу Н.
литература, едва ли имевшая серьезное европейское значение в 1860 — 1890 гг., начинает занимать видное место, и оксфордский
университет, увенчавший в 1905 г. наиболее выдающегося ее представителя, Герг. Гауптмана, выразил это общее воззрение. Хорошо характеризует разные стадии современного литературного движения его историк Рих. Майер: "во всех областях литературы замечается порывистое искание и нащупывание. Руководящая роль, перешедшая от драмы к роману, достается в
конце концов лирике; но именно
во время ожесточеннейшей борьбы за форму и
содержание новой поэзии, эта роль принадлежит еще роману. В общем развитии во всех родах происходит почти параллельно. Начинают с несмелого искания и сразу бросаются в крайний
натурализм, удовлетворяющийся изображением внешних подробностей; затем возвышаются
до социального реализма, усматривающего истину в глубоких
или, по крайней мере,
широких картинах общественности; наконец, через психологический реализм, передающий внутренние явления духовной жизни, приходят к символистическому синтезу идеализма и реализма. На первом плане — как и для пластических искусств нашего времени — стоит вопрос техники... надо найти соответствующую форму для нового содержания. Для большинства литературной молодежи важна, однако, не одна техника: этим вдумчивым и нервным людям так много надо было сказать, так много поучительного видели
они в своих образах, что внешность изображения казалась им несущественной".
Поэзия рефлексии, литературная
философия не знали такого расцвета со времен "Молодой Германии". Тенденциозный роман почти вымирает; из заметных представителей его можно назвать разве социалиста Конрада Тельмана (см.), да талантливую католическую романистку Энрику ф.-Гандель-Мацетти (род. в 1871 г.), которую Рих. Майер причисляет к самым выдающимся дарованиям современной Н. литературы. Ниже ее другие католические писательницы:
Эмиль Мариот-Матайя (см.), популярная в известных кругах Фердинанда фон-Бракель (1836 — 1905), баронесса
Анна фон-Лилиен (род. в 1841 г.),
Жозефина Гиау ("Das Lob des Kreuzes", 1879), Эмми ф.-Динклаге (1825 — 1891), M. Герберт (род. в 1859 г.; "Von unmodernen Frauen", 1902). Представителями других общественных тенденций, проводимых в романе, также охотно являются женщины. Среди этих писательниц выдаются
Габриель Рейтер, каждый роман которой посвящен определенной социальной проблеме, Мария Яничек (см.), Осип Шубин (псевдоним Лолы
Киршнер, см.), Маргарита ф.-Бюлов (1860 — 1885),
Гедвига Дом. Обновляется в сюжетах и повышается в исполнении роман для легкого чтения. Кл. Ритланд в "Ihr Sieg" (1896), "Unter Palmen" (1896), "Weltbummler" (1897) "освежает международный роман и путевую новеллу Рудольфа Линдау"; Лео Гильдек (Леони Мейергоф, род. в 1860 г.) изображает в "Feuers ä ule" (1895) Макса Штирнера;
София Гехштеттер (род. в 1873 г.), в мало оформленных "Sehnsucht, Sch önheit, Dämme rung" (1898) и "Der Pfeifer" (1904) является последовательницей Ницше; особенно энергично ведется ее малооригинальная борьба с условностями, нашедшая еще более боевое выражение в "истерических" романах Тони Швабе (род. в 1877 г.) — "Die Hochzeit der Esther Franzenius" (1902) и "Die Stadt mit lichten T ü rmen" (1905). Смелым, подчас до непристойности, натурализмом запечатлены произведения
Ганса фон-Каленберг (Елены фон-Монбарт, род. в 1870 г.): "Familie Barchwitz" (1899), "Nixchen" (1899), "Sembritykys" (1900). Особенный успех в романе для легкого чтения имеют Ганс фон-Цобельтиц и Вольцоген. К области довольно фотографического и отчасти уже пережитого реализма относится так называемый "берлинский роман". Вслед за представителями старого поколения
П. Линдау ("D er Zug nach dem Westen", 1886, "Arme
Mä dchen", 1887, "Spitzen", 1888), Фр. Маутнером ("Berlin W", 1889 — 1890) и неизмеримо более их даровитым
Т. Фонтаном, литературная молодежь обращается к жизни растущего с невероятной быстротой громадного "мирового города". Много пишущий Гейнц Товоте, отмеченный швед
Ола Ганссон и особенно интересный Феликс Голлендер (род. в 1867 г.; "Jesus und Judas", "Das letzte Gl ück", "Magdalene Dornis", "Erlösung", "Frau Ellin Röte", "Sturmwind im Westen", "Der Weg des Thomas Truck", " Traum und Tag", "Der Baumeister") соединяют бытовые картины с анализом нервной натуры современного горожанина. Общественные, подчас прямо обличительные тенденции еще не так давно соединял с этим городским реализмом Макс Крецер, впоследствии от своего социального "Meister Тimре" (1888) перешедший к символизму ("Das Gesicht Christi", 1897). Наиболее выдающимся представителем немецкого романа в первой половине рассматриваемого периода является
Зудерман, в своих достоинствах, как и недостатках, равно проникнутый новыми стремлениями, быть может более всего обязанный успехом своих романов ("Frau Sorge" — боле 70 изданий) своему широкому, здоровому юмору. Он спокойно ставит крупные проблемы, умеет оформить богатые наблюдения, но часто терпит неудачу в погоне за эффектами, которые больше удаются ему в драме. Реалистический роман Зудермана имел более выдающихся последователей,
чем натуралистические попытки Конрада и Блейбтрея. Не без влияния Мопассана в девяностых годах выдвинулся ряд умелых, живых рассказчиков, из которых всего более замечательны Эрнст фон-Вольцоген и Георг фон-Омитеда. Особенное
внимание оказывает реальная
беллетристика священнику, учителю, офицеру. С разнообразнейших точек зрения изображены столь частые в немецком духовенстве нашего времени конфликты в романах талантливого базельского теолога
Карда Бернулли (род. в 1868 г.; "Lukas Heland", 1901), Гегелера, Тельмана,
Поленца; военная
жизнь нашла живого изобразителя в Ф.
А. Бейерлейне. Студенческой жизни посвящена "Waclavbude" (1902) К. H. Штробля (род. в 1877 г.). Дипломатическая среда изображена в имевших шумный успех анонимных "Briefe, die ihn nicht erreichten" (1903), принадлежащих
перу баронессы E. фон-Гейкинг (род. в 1861 г.). Еще более широкий успех имел
банальный, но усердно рекламированный "G öt z Krafft"
Э. Штильгебауэра (род. в 1868 г.). Требования художественной правды, выставляемые с равной силой и поучающим натурализмом, и последовательной теорией "чистого" искусства привели к пропаганде так называемаго "областного искусства" — Heimatkunst; не без влияния было здесь и
глубокое национальное сознание, поддерживаемое такими духовными вождями, как Вагнер или
Трейчке. Громадный успех и значение имела в начале 1890-х гг. анонимная
книга (Юл. Лангбена), "Rembrandt als Erzieher", в колоритной и страстной форме проповедующая национальные основы творчества. В критике Генр. Зонрей и
Фриц Лингард доказывали, что только в пределах своей узкой
родины поэт находит надлежащую пищу вдохновению; в том же направлении действовал Цезарь
Флайшлен,
редактор художественного "Пана" и
автор замечательного предисловия к сборнику "Neuland" (1894). Среди представителей этого "пахнущего землей" романа особенно видное место занимают Вильг. фон-Поленц ("B ü ttnerbauer"), Густав
Френсен ("J ö rn Uhl" и "Hilligenlei"), Томас Манн ("Buddenbroks"). Независимо от общечеловеческого и идейного содержания этих романов обращает на себя внимание их глубокое проникновение местным колоритом, не поверхностно-этнографическим, но действительно народно-психологическим. Близко к этим трем северянам стоят менее выдающиеся: голштинец
Тимм Крёгер (род. в 1844 г.), с его "Eine stille Welt" (1891), "Der Schulmeister von Handewitt"(1893), "Die Wohnung des Gl ü cks" (1897), "Hein Wieck" (1900); гамбургец Отто Эрнст, мекленбургец Макс
Дрейер, ганноверец Генрих Зонрей, богемец Филипп Лангман, баварец Иосиф Рудерер, эльзасец Фриц
Лингарт, прирейнский уроженец Эрнст Мюлленбах, баварец
Л. Том. Северное побережье нашло — наряду с Т. Манном и Френсеном — хорошую изобразительницу в Шарлотте Низе (род. в 1854 г.),
Гессен — в
В. Гольцамере (род. в 1870 г.; "Peter Nockler", 1902) и Адаме Карильоне (род. в 1853 г.; "Michael Hely", 1904), Лотарингия — в Г. Штегемане (см.), Вестфалия — в Германе
Ветте (род. в 1857 г.; "Krauskopf", 1903), альпийский
мир — в И. Геерсе (род. в 1859 г.; "Felix Notwest", 1901; "Joggeli", 1902) и особенно в сильном и простом Э. Цане. Женщины, выдвинувшие за это время несколько выдающихся талантов, отдают также значительную долю внимания "местному" роману, в котором хорошо проявляется их детальная наблюдательность. Таковы
Ильза Фрапан (см.), Гермина Виллингер (род. в 1849 г.; "Aus meiner Heimat", 1887, "Schwarzwaldgeschichten", 1892 "Unter Bauern", 1894); Шарлотта Низе (род. в 1854 г.; "Aus d ä nischer Zeit", 1892),
Елена Фойхт ("Schleswig-Holsteiner Landleute") и, наконец, наиболее выдающаяся из них — Клара
Фибих. "Областное искусство" вызвано интересом не к самодовлеющей этнографии, а к личности, в ее конкретной обстановке. На этой почве наиболее
пышно должен был расцвести роман психологический. И здесь на первом месте должны быть названы три женских таланта:
Изольда Курц (род. в 1854 г.; "Florentiner Novellen", 1890; "Italienische Erz ä hlungen", 1895), Елена Белау и Рикарда
Гух. Ряд оригинальных фигур создал и анализировал Германн
Гессе (род. в 1877 г.; "Hermann Lauschers Nachlass", 1901; "Peter Kamenzind", 1904; "Unterm Rad", 1906); до болезненности доходит сложность психологического изучения у Германа Штера. Характерен для психологии нового немецкого художника роман Вальтера Зигфрида (род. в 1858 г.) "Tino Moralt" (1890), после которого он написал: "Fermont" (1893), "Um der Heimat willen" (1897), "Die Fremde" (1905). Широкую историческую основу пытался дать индивидуальной психологии Яков Вассерман (род. в 1873 г.) в "Geschichte der jungen Renate Fuch s " (1900), "Die Juden von Zirndorf" (1897), "Alexander in Babylon" (1905). Подают надежды Эмиль Штраус,
Фридрих Гух ("Peter Michel", 1901; "Geschwister", 1903; "Wandlungen", 1904), Pyдольф Гух, Курт Мартенс (род. в 1870 г.; "Roman aus der D écadence", 1898; "Die Vollendung", 1902; "Katastrophen", 1905). Склонны к символистике Сельма (в псевдониме: Ансельм) Гейне (род. в 1855 г.; "Drei Novellen", "Unterwegs", 1897, "Auf der Schwelle", 1900) и вдумчивый Рудольф
Штрац,
последний роман которого ("Gieb mir die Ha n d", 1906) имеет местом действия Одессу.
Новелла,
повесть и раcсказ нашли интересных представителей и заняли более видное место. Особенное внимание оказали этим сжатым формам австрийские писатели (были даже неосновательные попытки выделить как особую форму "Wiener Novelle"). Мария Делле-Грациэ (род. в 1864 г.), после своей эпопеи "Robespierre" (1894), обратилась к новеллам ("Liebe"). В этой же области выдвинулись Я.
Ю.
Давид (род. в 1859 г.; "Fr ü hschein", 1897),
Вильгельм Фишер, Эмиль Эртль, Отто фон-Лейтгеб (род. в 1860 г.). Эклектиками формы — еще более чем содержания — можно назвать
О. Э. Гартлебена, О. Ю. Бирбаума (род. в 1865 г.; романы "Pancrazius Graunzer", "Die Schlangendame", "Stilpe"), Отто Эрнста, Юлиану Дери (1864 — 1899), Рихарда цур-Мегеде (род. в 1864 г.).
Новая Н. драма также начала с натурализма; правда, здесь "натурализм" был скорее художественным реализмом, особенно если сравнить драму с романом. Учителями из стариков были: в теории — Фридрих Геббель и Отто Людвиг, в ее осуществлении — Грильпарцер и более всего Ибсен. Из молодых теоретиков наиболее энергичны Отто Брам, Поль Шлентер, братья Гарт, отчасти Максимильян Гарден. Предлагалась борьба с "условностями", с "эффектами"; социальное воздействие было на втором плане в теории, но заняло подобающее место на практике. Журнал и сцена, основанные в 1889 г. под общим названием "Die Freie B ü hne", были осуществлением идеи натуралистического театра. Первыми драматургами его, без высокого подъема творчества, но с чуткостью и энтузиазмом явились Арно Гольц и Иоганн Шлаф. В сущности их последователем — хотя и тогда уже неизмеримо более сильным — явился сначала глава современной Н. драмы Г. Гауптман. От натурализма "Ткачей" до символизма его последних пьес — драматизированной легенды "Elga" (1905) и аллегорической "Und Pippa tanzt" (1906) — Гауптман прошел все стадии, пережитые за это время Н. литературой, но прошел их самостоятельно, творчески перерабатывая в себе господствующие настроения, обогащая их глубоко-индивидуальным содержанием и сообщая им своеобразную национальную окраску. Теперь уже перестали — что делали на первых порах — ставить его наравне с Зудерманом, в последних пьесах которого ("Die Schmetterlingschlacht", 1895; "Das Gl ück im Winkel", 1896; "Johannes", 1896; "Morituri", 1896; "Die drei Rei herfedern", 1898; "Johannisfeuer", 1901; "Es lebe das Leben", 1902; "Sturmgeselle Socrates", 1903; "Steim unter Steinen", 1905; "Blumenhoot", 1905) тенденция, правда, менее настойчива, жизнь сложнее и изображение ее устойчивее, но погоня за внешними эффектами и склонность к банальному по-прежнему не побеждены талантливым автором. Менее значительные дарования эпохи испытали на себе влияния Гауптмана и Зудермана, усвоив у первого не только технику, но и серьезность содержания, у второго — склонность к тенденции. К Гартлебену и Отто Эрнсту, о которых была речь выше, следует присоединить Э. фон-Вольцогена. Ближайшие и наиболее выдающиеся последователи Гауптмана — Макс Гальбе и Макс Дрейер. Менее значительны К. Рейлинг, Георг Гиршфельд, П. Эрнст. Умелые, но мало самостоятельные пьесы дал Э. Росмер; ему же принадлежит "драматическая сказка" ("K ö nigskinder", 1905), ставшая обязательной для среднего немецкого драматурга после успеха "Талисмана" Людвига Фульды. Последний — чуткий эстетик мюнхенской школы, свободный от ходячих влияний, но достаточно близкий новым течениям, чтобы стать одним из основателей "Свободного театра". Если нельзя говорить об "австрийской школе" в современной Н. драматургии, то следует во всяком случае признать, что австрийцы составляют своеобразную и кое в чем связанную группу; в ее "лирической мягкости" Р. Мейер склонен видеть даже традицию, вынесенную ею из старой школы австрийцев — от Нестроя до Анценгрубера. Уже упомянутый Як. Юл. Давид (новеллы: "H öferecht", 1890; "Blut", 1891; "Probleme", 1 892; "Am Wege Sterben", 1899; ром. "Der Uebergang", 1902) принадлежит лишь как драматург ("Hagars Sohn", 1891; "Ein Regentag", 1895) к новому течению, наиболее выдающимся представителем которого в Австрии является Артур Шницлер, более тонкий чем глубокий реалист, хорошо владеющий сценой, хотя драматическое настроение предпочитает драматическому движению. Венская болезненная изысканность отразилась также на серьезном даровании символиста Гуго фон-Гофмансталя. "Открывший" его Герм. Бар — не только влиятельный критик, но и драматург. Третий типичный венец, Рихард Беер-Гофман (род. в 1866 г.), подобно Гофмансталю склонный к обновлению старых драматических сюжетов, имел большой успех с "Graf von Charolais" (1904), заимствованным у Мэссинджера. Рядом с "литературной" драмой, иногда реальной по форме, но всегда символичной по намерениям авторов, расцветает народная сцена. В Швейцарии, в Эльзасе, в Тироле из любительских попыток вырастает реальная драма на диалекте, играющая, особенно в Эльзасе, серьезную роль в политической борьбе за культурное своеобразие края. Вообще политика занимает в современной Н. драме больше места, чем в лирике и даже в романе. Настоящим продуктом политической борьбы являются пьесы Фил. Лангмана (род. в 1862 г.; "Bartel Turaser", 1897), Франца Адамуса (Фердин. Броннер, род. в 1867 г.; "Die Familie Wawroch", 1899), Карла Шенгера ("Sonnwendtag", 1902) и особенно Иосифа Рюдерера (см.). Злая сатира пьес Фр. Ведекинда сближает его с анархизмом.
В общем обновлении Н. литературы лирика дала ряд дарований, если не глубже, то ярче всего отмеченных печатью нового направления. Воскрес общий интерес к лирике, которую давно отодвинула на второй план повествовательная литература. Уже в эпоху "последовательного натурализма" не было недостатка в теоретических и практических попытках создать новую лирику. Предисловие Генкеля к "Moderne Dichtercharaktere" (1885) Гольца и Шлафа, внушенное критикой братьев Гартов, заявляет, что новое поколение воссоединенного отечества опять сделает поэзию святыней. "Credo" Германа Конради обещает новую лирику — и ее отчасти дают новые поэты. Одни сливают новизну поэзии с новизной боевых политических мотивов. Таковы М. Р. ф.-Штерн (род. в 1860 г.), Дж. Г. Макай и выступивший значительно ранее Леопольд Якоби (1840 — 1895), стихотворный сборник которого "Es werde Licht" (1870) открывал изданный после закона о социалистах (1878) список запрещенных книг. Самым выдающимся в этой группе был Карл Генкель, перешедший от риторики революционных песен к интимной лирике; о внимании его к поэзии свидетельствует лирический сборник "Sonnenblumen", беспристрастно составляемый им с 1896 г. Арно Гольц и Иоганн Шлаф указали не только новую драматическую, но и новую лирическую технику. К ним с самого начала примкнул самостоятельно сформировавшийся Детлев фон-Лилиенкрон — бесспорно крупнейший представитель Н. лирики в минувшую четверть века. Здоровый, непосредственный в поэтических переживаниях и изысканно внимательный к форме, он представляет, в известной степени, противоположность своему другу, разделяющему с ним главенство среди лириков, нервозному и склонному к рефлексии Рихарду Дэмелю. К Лилиенкрону, в общем, примыкает своим здоровым дарованием, отчасти склонный к эклектике Ферд. Авенариус (род. в 1856 г.; сборники "Wandern und Werden", 1881; "Lebe!", 1 8 97; "Stimmen und Bilder", 1897), издатель лирической антологии "Deutsche Lyrik der Gegenwart" и прогрессивного художественного журнала "Kunstwart". Просты и по манере скорее принадлежат к прошлому Густав Фальке, Георг фон-Дигеррн, Эмиль Шенайх-Каролат. Наоборот, к Дэмелю примыкает большинство лириков, которых — с таким же внешним основанием, как у нас — объединяют в пеструю группу под общим названием декадентов, символистов и т. п. Из них всего больше выдаются Гуго фон-Гофмансталь и Стефан Георгэ, с их многочисленными соратниками — Р. Шаукалом (род. в 1874 г.; "Verse", 1896; "Meine G ä rten", 1897; "Tristia",1898), Максом Даутендеем, Альфр. Момбертом ("Tag und Nacht", 1894; "Der Gl ühende", 1896; "Die Schö pfung", 1898). Вне школы стоят поэты, воспринявшие многое из созданного новыми настроениями и новой техникой — Карл Буссе (род. в 1872 г.; "Gedichte", 1892; "Neue Gedichte", 1895; реалист в романе "Ich weiss es nicht"), Гуго Салус (род. в 1866 г.; "Gedichte", 1898 и 1899), Людвигт Якобовский, Бэррис фон-Мюнхгаузен (род. в 1874 г.; "Gedichte", 1896; "Juda", 1903), Альберт фон-Путкамер (см.), "народная" поэтесса Иоганна Амброзиус (род. в 1854 г.), Густав Реннер (род. в 1866 г.), Франц Эверс (см.), Анна Риттер (см.).
Литературное движение, проявления которого намечены выше, было столько же художественным, сколько общественным. С одной стороны, несмотря на глубокие иностранные влияния, оно было весьма национально; с другой стороны его эстетический характер не мешал ему быть нередко глубоко демократическим, иногда социалистическим. В этих антиномиях не могла не быть выдающейся роль критики, создававшей настроения, расчищавшей путь для художников, способствовавшей их пониманию. Пионеры натуралистического направления — братья Гарты, М. Г. Конрад — были одновременно и художниками, и критиками. Рядом с ними действовали П. Шлентер (см.), Отто Брам, Лео Берг, Фриц Лингард (род. в 1856 г.; "Die Vorherrschaft Berlins", 1900; "Neue Ideale", 1901), В. Вейганд ("Essays", 1894; "Das Elend der Kritik", 1895), Вильг. Бельше. Поворот от натурализма обозначила деятельность Герм. Бара, к которому примыкают импрессионисты Франц Сервас (род. в 1862г.; "Pr ä ludien", 1899), Альфред Керр (род. в 1867 г.; "Das neue Drama", 1905), Феликс Поппенберг (род. в 1869 г.; "Bibelots", 1905). Наоборот, Р. Лотар (род. в 1865 г.; "Das deutsche Drama der Gegenwart", 1905) склонен к догматическому и историческому анализу. Бесспорное значение имели труды эстетиков Генр. фон-Штейна (см.) и Рих. фон-Кралика (род. в 1852 г.; "Weltsch önheit", 1893; "Kunstbüchlein"), историков искусства Э. Гроссе ("Die Anf ä nge der Kunst", 1894), Бюхера ("Arbeit u. Rhythmus", 1896), Мутера ("Geschichte der Malerei in XIX Jahr.", 1893), равно как обширная критическая литература, посвященная современному движению в пластических искусствах. Наконец, историки, расходясь в оценке литературного влияния книги "Rembrandt als Erzieher" (1890 г., 42 изд. в 3 года), единогласно признают его; не случайно своеобразное соединение национализма с индивидуализмом характеризует Н. литературу последних десятилетий.
Из общих курсов истории Н. литературы последние десятилетия прошлого столетия рассмотрены у Vogt und Koch, "Geschichte der deutschen Litteratur" (1900 г.; русский пер. Погодина, СПб., 1901); S. Lublinsky, "Litteratur und Gesellschaft im XIX Jahrhundert" (1899 г., 4 т.); Kuno Franke, "Social forces in German Litterature" (1896; русский пер. П. Батина, СПб., 1904); Richard M. Meyer, "Die deutsche Litteratur des XIX Jahrhunderts" (3 переработ, издан., 1906), с библиографическим дополнением "Grund r iss der neuern deutschen Litteraturgeschichte" (1902). Специально новейшей литературе посвящены: A. Bartels, "Die deutsche Dichtung der Gegenwart" (1899); A. v. Hanstein, "Das jungste Deutschland" (1900); E. Thomas, "Die letzten zwei Jahrzehnte Deutscher Dichtung" (1900); Mö ller-Bruck, "Die moderne Litteratur in Einzelund Gruppendarstellungen" (1899); С. Busse, "Die deutsche Dichtung" (в "Das deutsche Jahrhundert", herausg. v. G. Stockhausen, 1901); A. v.-Berger, "Ueber Drama und Theater" (1900); A. Sauer, "Ueber die deutsche Litteratur der Gegenwart" (1893); O. Walzel, "Von 1870 bis 1900" (Цюрих, 1900). Биографические сведения о современных писателях дают "Das goldene Buch der Weltlitteratur" (1901); K ü rschner, "Deutscher Litteratur-Kalender" (ежегодно, список живых авторов и их сочинений). Важный материал и интересные оценки в сборниках критических статей: Leo Berg, "Der Uebermensch in der modernen Litteratur" (1893) и "Zwischen zwei Jahrhunderten" (1896); Herm. Bahr, "Zur Kritik der Moderne" (1890); "Di e Ueberwindung des Naturalismus" (1891) и "Renaissance" (1897); M. Lorenz, "Die Litteratur am Jahrhundertende" (1900); F. Servaes, "Praeludien" (1899); Kuno Franke, "Glimpses of Modern German Culture" (1898); Werner, "Vollendete und Ringende" (1900); W. B öl sche, "Hinter der Weltstadt" (1901). Отдельные роды поэзии рассматривают: В. Litzmann, "Das deutsche Drama und die litter. Bewegungen der Gegenwart" (1894); Weitbrecht, "Das deutsche Drama" (1900); Levysohn, "Jungstdeutsche Lyrik"; A. Biese, "Lyrische Dic h tung und neuere der Lyriker" (1896). Антологии: Adler, "Moderne Lyrik" (1899); A. Bartels, "Aus tiefster Seele" (1895); С. Busse, "Neuere deutsche Lyrik", A. Tille, "Deutsche Lyrik von Heute und Morgen" (1896); O. J. Bierbaum, "Moderner Musen-Almanach" (1 893— 1894); Gemmel, "Die Perlenschnur" (1898); Henckel, "Sonnenblumen" (1895); Flaischlen, "Neuland" (1895 г., прозаич. образцы). Важно для иностранцев: James Hatfield, "German Lyrics and Ballads" (Бостон, 1900). Из специально литературных журналов с особенным вниманием относятся к современному литературному движению: "Der Kunstwart" (Мюнхен, с 1886 г.) и "Litterarisches Echo" (Берлин, с 1899 г.); обозрения изящной литературы дают также критико-библиографические журналы "Litterarisches Centralblatt" (Лейпциг) и "Deutsche Litteraturzeitung" (Берлин, с 1880 г.). Из журналов, специализировавшихся на борьбе за новые литературные формы и настроения, главные: "Die Gesellschaft" M. Г. Конрада (с 1885 г.), "Freie B ü hne" О. Брама (с 1889 г.), "Neue Deutsche Rundschau", "Blätter fü r die Kunst" (с 1892 г.), "Die Zeit" Герм. Бара (с 1894 г.), "Die Wage" P. Лотара (Вена, с 1895 г.).
А. Горнфельд.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907