Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - никифор i
Никифор i
(802—811) — император византийский. В царствование Ирины был великим логофетом; участвовал в низложении ее и избран на царство патриархом Тарасием. Это был энергический человек, неутомимо преследовавший противников своей политики; он нажил себе, поэтому, много врагов и очерчен весьма темными красками в византийской историографии. При нем велись сношения с Карлом Великим о признании за Каролингами императорского титула и о спорных между ними и Византией областях (Истрии, Далмации и сев. Италии). При Ирине Византия обязалась уплатой арабам ежегодной дани; Н. отказался вносить ее и вызвал тем военные действия со стороны арабов. Греческое войско потерпело большое поражение от арабов при Красе во Фригии; сам император был ранен и с трудом спасся. По миру, заключенному с арабами, Н. должен был поступиться в их пользу некоторыми городами Сирии, не возобновлять разрушенных крепостей и платить дань. Арабские набеги на Кипр и Родос причиняли империи много беспокойства и могли быть предотвращены лишь откупом. Поселившиеся в южной Греции славяне не хотели подчиняться греческой власти и составляли род независимой общины, которая управлялась собственными старшинами. В 807 г. славяне напали на Патры и держали город в продолжительной осаде, тем более опасной, что славянам помогали африканские мусульмане. Это восстание было усмирено Н., и славяне приведены в служебное положение к церкви апостола Андрея, патрона Патр. Болгары, под предводительством Крума, делали набеги на Фракию и Македонию. Н. несколько раз выходил в поле во главе своих войск, но смуты в столице заставляли его возвращаться. В 809 г. болгары овладели важным городом Сардиной; в 811 г. Крум запер византийское войско в горных проходах и 25 июля нанес ему страшное поражение. В этом деле убит был Н.; из черепа его победитель сделал себе чашу, из которой пил, по выражению летописца, похваляясь перед болгарами и славянами. Внутренняя деятельность Н. была столь же энергична и настойчива, как внешняя. Против него не раз составлялись заговоры в войске; много было недовольных им и в высшем обществе, и среди духовенства. Борьба его с духовенством, в особенности со знаменитым Феодором Студитом, объясняет те неудачи, которые постигали Н. как во внутренней политике, так, частью, и в военных делах. Причина вражды между Феодором Студитом и императором лежала в церковной политике: Н. следовал идеям иконоборческих императоров, наложил руку на церковные имущества, сравнял церковные земли со светскими по отношению к государственным податям и военным повинностям. Его финансовые и военные реформы, направленные к упорядочению экономических отношений империи, были встречены современниками с крайним неудовольствием и переданы у писателей в искаженном виде.
Ф. Успенский.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907