Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - омар ибн хаттаб

Омар ибн хаттаб

(из дома Адиев) — 2-й мусульманский халиф (см.). Род. в конце VI в., царствовал от 22 августа 634 г. до 3 ноября 644 г. Сперва был ярым врагом ислама; потом, около 615 или 616 г. (см. Мохаммед), уверовал в пророка и стал его ревностным и деятельным помощником, может быть даже руководителем. Многие европейские историки находят, что настоящим основателем ислама следует считать именно О., а не Мохаммеда; А. Мюллер, оспаривая такое мнение, признает, однако, что без О. ислам пал бы. Когда Мохаммед умер и исламу грозила гибель, О. добился, чтобы халифом (см.) был избран не мединец Саад и не слабохарактерный зять пророка, Алий, а умный Абу-Бекр. Последний, умирая, взял с товарищей клятву, что его преемником будет О., хотя это было нарушением прав Алия. В халифство О. власть арабов распространилась за пределы Аравии. Первые набеги на владения византийцев и персов начались еще при Абу-Бекре, направляясь на южную Палестину и на низменность Евфрата. Персия, где в малолетство Ездигерда II господствовала полная неурядица, не могла оказывать арабам упорного сопротивления. В правление Омара в 636 г. был взят Халидом (выдающимся арабским полководцем) Дамаск; решительный бой Халида с соединенными, но несогласными между собой силами греков, христианских арабов и армян состоялся несколько раньше сдачи Дамаска, 20 августа 6 36 г., у реки Ярмука (Иеромакса), и византийское войско было почти все истреблено. Одновременно возобновившаяся война с Персией ознаменовалась блистательной победой арабов при Кадисии, близ Хиры (637), где Саад ибн-Ваккас разбил соединенное персидское войско, бывшее под начальством храброго Рустема, но страдавшее отсутствием единодушия вождей. В том же 637 г. завоевана была вся Вавилония, с Ктезифоном (Медаином), столицей царя Ездигерда, до самых Мидийских гор. В 638-640 гг. покорены одна за другой сильные сирийские крепости (из них Цезарея в 640 г. взята Моавией лишь вследствие измены одного иудея). О., въехав в Иерусалим, обратил храм Соломона в мечеть; в то же время заняты были Месопотамия и Хузистан. В 640—641 гг. арабы (Амр) овладели Египтом, куда их призвали монофизиты-копты, ненавидевшие православных греков, и подчинили себе Мосул, ограждавший с севера Месопотамию. В 642 г. взята штурмом Александрия (позднейшее известие о сожжении Омаром библиотеки, безусловно, неверно). Египет был соединен посредством канала с Чермным морем; совершены дальнейшие завоевания на запад, до Барки (Киренаика); в это же время перейдены мидо-персидские пограничные горы и рассеяны последние значительные силы персов при Нихавенде, к югу от Экбатаны. В 643 г. Персия была занята до Рея (Тегерана) и совершено вторжение в Азербейджан (Персидскую Армению); в северной Африке взят Триполис (643 или 644). В 644 г. занят Испаган, а на северо-востоке арабские владения дошли до границ Хорасана. К концу своей жизни О. повелевал, кроме самой Аравии, северо-восточным берегом Африки, Египтом, Сирией, Месопотамией, Вавилонией и западной половиной Персии (на востоке Ездигерд держался еще до 651 г.). Жители покоренных стран или принимали ислам, или должны были платить подать поголовную и поземельную, подвергаясь известным ограничениям в правах. Чтобы не допустить смешения мусульман (в частности арабов) с иноверцами, О. запретил мусульманам иметь земельные владения в покоренных странах (в последующие времена закон этот пришел в забвение); с той же целью из Аравии были изгнаны иудеи и христиане и был учрежден (637) самостоятельный мохаммеданский календарь (см. Гиждра). Завоевания доставили мусульманам огромную добычу, которую нельзя было сразу разделить по рукам, и богатый государственный доход. Для упорядочения финансового дела, О. учредил казначейство и диван (министерство финансов или верховную финансовую камеру). Подражал он при этом образцам византийским и персидским, да и вообще он, где можно было, старался сохранить хорошо заведенную бюрократическую машину персов и византийцев: даже счетные книги велись в Сирии и Персии на прежних языках, монеты чеканились с греческими и персидскими надписями, на них оставлены были даже кресты и прежние изображения. В каждой провинции был поставлен арабский наместник, с мусульманским войском (неверные вообще лишены были права носить оружие); ему принадлежала также власть судебная, но рядом с ним О. поставил и специальных судей, "кадиев" (см.). Во всех своих начинаниях О. руководился интересами ислама, которому он был глубоко предан, но этого нельзя сказать о массе арабов-воинов; не фанатизм, а разбойничья жадность влекла большую их часть к завоеваниям. После кадисийской битвы О. велел излишек добычи раздать тем выдающимся храбрецам, которые знают наибольше мест из Корана; оказалось, что они знают только формулу: "нет Бога кроме Бога, и Мохаммед его пророк", или еще: "во имя Господа милостивого, милосердого", не больше. В своем образе жизни доходивший почти до аскетизма, О. старался, чтобы мусульмане не уклонялись от предписаний Корана, и строго наказывал за их нарушение (в том числе даже своих родных). Память О. до сих пор чтится соннитами (см.); напротив, шииты (см.) проклинают О. за нарушение прав Алия. О. был убит, в своей столице Медине, персом Абу-Лулу Фирузом (христианским рабом), за неудовлетворение жалобы на куфского наместника (644). Имя убийцы священно у шиитов.

А. Крымский.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое омар ибн хаттаб
Значение слова омар ибн хаттаб
Что означает омар ибн хаттаб
Толкование слова омар ибн хаттаб
Определение термина омар ибн хаттаб
omar ibn hattab это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины