Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - орканья андрей
Орканья андрей
(Orcagna), собственно А. ди-Чионе-Арканьуоло — один из значительнейших художников старой флорентийской школы, следовавших за Джотто (ок. 1308—1368). Он достиг славы, как живописец, скульптор и архитектор; предание гласит, что он с успехом занимался также стихотворством. Первым его учителем был, по всей вероятности, его старший брат, Нардо (Лионардо) ди-Чионе. Оба брата участвовали в украшении фресками капеллы Строцци, в церкви C.-Мариа-Новелла, во Флоренции: Нардо написал здесь Ад (по Данте), Андрей самостоятельно изобразил Страшный Суд и Рай. Эти две фрески, из которых последняя в особенности замечательна по величию замысла и благородной торжественности композиции, выказывают решительный шаг, сделанный итальянской живописью в отношении как постановки изображенных лиц и укладки драпировок, так и округления фигур посредством светотени, и хотя в пору О. законы перспективы еще не были открыты, однако по этим фрескам видно, что он инстинктивно понимал ее и довольно удачно передавал ракурсы. Большая алтарная икона: "Спаситель во славе, вручающий ап. Петру ключи и св. Фоме Аквинскому книгу", находящаяся в той же капелле — Строцци, принадлежит к более поздним произведениям О., а именно исполнена в 1357 г. К тому же времени или, по крайней мере, к тому же роду работ этого мастера относится надпрестольный образ: "Небесное коронование Богородицы", написанный для флорентийской церкви С.-Пьетро-Маджоре и хранящийся ныне в лондонской Национальной галерее. С большим вероятием могут быть приписаны О. также изображения св. Зиновия, во Флорентийском соборе, и св. Адальберта со сценами из его жития, в церкви С.-Кроче. Приписывались О. еще и знаменитые фрески пизанского Кампо-Санто: "Триумф Смерти", "Страшный Суд" и "Ад", которые теперь большинство историков искусства признает за произведения братьев Лоренцетти. С 1358 г. Андрей трудился над украшением фасада Орвиетского собора мозаичными картинами, но с меньшим успехом, потому что заказы на родине, во Флоренции, не позволяли ему постоянно заниматься этой работой. Памятником его искусства по части ваяния и, вместе с тем, архитектурного вкуса остался великолепный алтарь с сенью над оным, во флорентийской церкви Ор-Сан-Микеле, оконченный в 1359 г. О., сверх того, находился в числе архитекторов, строивших Флорентийский собор.
А. С—в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907