Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - парсизм
Парсизм
1) учение Зороастра и 2) основанная на нем религия современных парсов.
1. Учение Зороастра было религией древних жителей Ирана, первоначально мидийцев и бактрийцев, затем персов времен Ахеменидов и Сассанидов. Основателем ее считается Заратуштра (у греческих авторов — Зороастр, у персов Зардуш, или Зердушт). Сведения о нем и о времени его жизни крайне смутны. Греческие писатели говорят о Зороастре как о мудреце, по происхождению маге; ему приписываются разные прорицания, откровения, тайные книги; жил он, по одним указаниям, за 600 лет до царствования — Ксеркса, по другим — за 5000 лет до троянской войны. Наиболее вероятным является предположение, что он жил не позже 1000 г. до Р. Хр. Восточные легенды рассказывают, что Заратуштра жил в Бактрии при царе Виштаспе, или Гуштаспе; еще в молодости он удалился на высокую гору, где Ормузд открыл ему новое учение; под влиянием совершенных Заратуштрой чудес, Виштаспа первый принял его учение. Более поздние отделы Авесты представляют Заратуштру в виде мифического борца с демонами, действующего против них не только святым словом и чудесами (напр. его кормят две чудесные овцы, огонь превращается в розовый куст), но и материальным оружием (отражает нападение Аримана огромными камнями и т. д.). Едва ли можно сомневаться в том, что в основе мифа о Зороастре имеется действительно историческое лицо, но более или менее правдоподобными можно считать только указания о месте происхождения его учения: это или город Рай в собственной Мидии, или г. Шиз в Мидии Атропатенской (ныне Адербейджан). Источником наших сведений о древнем П. являются Зендавеста (см.) и позднейшие пехлевийские к ней глоссы. По этому учению, вся природа распадается на два царства: света и добра — с одной стороны, мрака и зла — с другой. Добро восходит к верховному творцу Агурамазде (Ормузду; см.), пребывающему в царстве вечного света. В противоположность ему, дух зла Ангро-Майньюс (Ариман), живущий во мраке, создал суровую зиму, удушливую жару, истребительный град, вредных и нечистых животных (змей, скорпионов, ящериц и т. п.), проник в недра земли и положил начало аду; он виновник всего зла, отец лжи. Важнейшие из помощников Агурамазды — 6 гениев Амешаспентов (Амшаспандов), т. е. бессмертных святых. Каждому из них Ангро-Майньюс создал соответственного противника. Амешаспенты являются, олицетворением отвлеченных нравственных понятий, но, вместе с тем, они изображены в Авесте так конкретно и пластично, что некоторыми чертами напоминают натуралистических богов. Были попытки провести параллель между ними и ведийскими Адить-ями, светлыми высшими богами, во главе которых стоит верховный бог Варуна (см.). В близком отношении к Амешаспентам стоит Сраоша — дух веры, охраняющей мир от бедствий, особенно ночью от злых духов. За ними в воинстве Агурамазды следуют духи, называемые Язаты: это — боги древней народной религии, вошедшие впоследствии в учение Заратуштры. Важнейший из них — Мифра (см.), олицетворение космического света, независимого от солнца, и хранитель нравственного света, правды. К воинству Агурамазды относятся, наконец, Фраваши — души праведных, и множество светлых гениев. Духи зла называются дэвами; они олицетворяют дурные наклонности человека, губительные явления природы. Аэшма-дэв, демон гнева и насилия, специальный противник доброго гения Сраоша, напоминает своим именем библейского Асмодея. Есть и женские дэвы, известные под именем друджей (ложь, обман) и пайрик (в новоперсид. — Пери). Назначение всего этого обширного воинства заключается в том, чтобы помогать своим властителям в постоянной борьбе, происходящей между добром и злом: эта борьба, составляющая все содержание всемирной истории, должна продолжаться 12000 лет и кончиться победой доброго начала. В период первых 3000 лет Агурамазда создал чистые существа — небо, землю и растения; за вторые 3000 лет были созданы первобытные люди и животные. Тогда выступил Ангро-Майньюс, убил первобытных животных и людей и открыл период борьбы, достигший своего конца лишь с рождением Заратуштры, что случилось на 31-м году царствования Виштаспы. С тех пор начался новый период в 3000 лет, в котором мы и живем: злой дух хотя уже и невидим и не может свободно находиться на земле, но все же оказывает влияние, оскверняя и губя, насколько может, творения светлого духа, соблазняя людей и т. п. По окончании последнего периода должен родиться от девы спаситель (Сошиант) Аставатерета (Ast-vad-ereta; по другим преданиям, три пророка), который, вместе с Амешаспентами, победит злых дэвов, восстановит мир свободный от всякого зла и вечный, воскресит мертвых; Ангро-Майньюс возвратится навсегда в первичный мрак, в котором он пребывал до начала мира. Человек, находясь среди борьбы добра со злом, должен противостоять влиянию злого духа: обязанность его состоит в содействии всеми силами торжеству добра над злом. После смерти поступки человека подвергаются обсуждению (у моста Чинвад); его добрые и злые дела взвешиваются: если перевешивают добрые, то душа его попадает в рай, в противном случае отправляется в ад; при равновесии добрых и злых дел человек помещается в промежуточное царство, до страшного суда. Культ П. выражается в богослужении, жертвоприношениях, очищениях и множестве обрядов. На первом плане находится служение огню, как представителю света на земле, как стихии чистой и всеочищающей. Первоначально союзник бога, огонь мало-помалу сделался почти ему равным и символом его; культ его чрезвычайно развился и существует еще у современных персов. Богослужение совершалось на особых алтарях (atashgâh), на которых вечно теплился огонь; алтари воздвигались под открытом небом, обыкновенно на возвышенных местах, так как первоначально у последователей Заратуштры не было храмов; впоследствии, когда начали строить храмы, они устраивались без крыш, причем в особом отделении, доступном только жрецам (магам), помещалось главное святилище, где поддерживался огонь; чтобы не осквернить чистого огня своим дыханием, жрецы надевали на рот особые завесы. Каждый правоверный маздаясниец, или маздеист (последователь Агурамазды), должен был и у себя дома поддерживать постоянно огонь. Жертвоприношения состояли главным образом из произведений растительного царства: хлеба, зерна, цветов, плодов веток хаомы (растения, из которого приготовляется опьяняющий напиток; см. индийское Сома), благовоний; сожжение на огне жертвенных животных было бы величайшим оскорблением этой стихии. При богослужении произносились молитвы, пелись гимны, читался закон Заратуштры, причем жрец держал в левой руке пучок прутьев финикового дерева, тамариска или граната, изготовление которого сопровождалось молитвой и обрядами. Все дни года были посвящены или Агурамазде или Амешаспентам и разным гениям. Главнейшие праздники: новый год — в честь Агурамазды и осенний праздник Мифры, около равноденствия. Одна из особенностей религии Заратуштры — это учение о чистоте и нечистоте, об осквернении и искуплении, причем чистота разумеется как нравственная, так особенно и физическая. Человек всеми силами должен помогать доброму духу в его борьбе с злым духом; все творение Агурамазды чисто, Ангро-Майньюса — нечисто; следовательно, человек, осквернившийся чем-нибудь нечистым или уничтоживший что-нибудь чистое, или совершивший какое-либо преступление, этим самым содействует Ангро-Майньюсу и его злому творению. За каждый успех злого творения нужно отомстить ему, уменьшая число его вредных тварей. И вот в Авесте является ряд предписаний о том, какое число убитых вредных тварей (змей, ящериц, муравьев) должен согрешивший принести жрецу. Напр., за убийство человека виновный должен принести жрецу 140 убитых вредных животных; за убийство собаки, считавшейся одним из самых чистых животных, требовалось в искупление 800 + 800 вредных животных. По смерти маздеиста в его труп входит женский демон Насуш, труп становится нечистым и оскверняет всех, кто его касается или стоит близко к нему; поэтому, из дома уносятся все чистые предметы — огонь, сосуды и пр. Труп не может быть сожжен, так как это было бы величайшим осквернением огня; он не может быть также ни похоронен в земле, ни брошен в воду, так как осквернил бы землю и воду. Поэтому, единственно чистым способом считается отнесение трупа на высокие горы, доступные диким зверям и хищным птицам, где он и оставляется на растерзание им. У современных парсов (см.) их заменяют особые здания. Только когда труп обглодан и кости выбелены солнцем, он перестает осквернять природу. Если труп несли не два носильщика, а один, то это такое осквернение, которое ничем не может быть очищено; человек, его допустивший, должен жить совершенно отдельно от других до самой смерти. Случайно осквернившийся прикосновением к трупу должен был совершить, с помощью жрецов, особое очищение, продолжавшееся 9 дней; при этом произносились молитвы, оскверненный много раз тер свое тело землей, обливал его водой, омывал мочой коровы. Несмотря на такое преобладание мелочного формализма в учении П., мы находим в нем и более высокие нравственные требования. Авеста постоянно настаивает на чистоте мысли, слова и дела. Ложь, обман, зависть — создания злого духа и составляют величайшее зло природы, с которым следует всеми силами бороться. Напротив, душевная чистота — великое благо, от которого зависит процветание всей материальной природы и человеческого общества. Авеста внушала человеку противление злу физическому и духовному, побуждала к борьбе с неблагоприятными условиями природы (бесплодием почвы, засухой, вредными животными, болезнями), вызывала энергию в труде, учила думать, говорить и поступать правдиво. Она предписывает человеку занятие земледелием, насаждение полезных растений, проведение канав для орошения почвы, вообще утилизацию природы на пользу человека. Что касается области распространения П., то из Мидии он перешел в Персию, хотя встречаются указания, что у персов исполнялись не все религиозные его обряды, напр., хоронили мертвых в гробницах. При первых Ахеменидах П. не был еще господствующей религией в Персии; государственной религией он становится лишь при последних Аршакидах и Сассанидах, при которых процветала зороастрийская литература на среднеиранском языке пехльви. С падением династии Сасанидов, в VII в. по Р. Хр., падает, под напором ислама, и национальная религия Ирана. С течением времени из П. образовалось много сект, которые стремились согласовать противоположность Ормузда и Аримана в высшем единстве, причем, как общий источник обоих, является или время, или рок, или свет, или пространство. Наиболее известна секта зрванитов, или зерванитов, которая учила, что время (zrvana) является основной причиной всех вещей; Ормузд и Ариман — дети бесконечного времени (zrvana akarana). Эта секта сделалась господствующей в Персии при царе Ездегерде, в V в. по Р. Хр. Влияние П. заметно также в культе Мифры, распространившемся во время римского владычества по всей Передней Азии и перешедшем в сам Рим; наконец, это же влияние отразилось в манихействе (см.).
2. Парсизм в более тесном смысле слова — религия современных парсов (см.), представляющая собой видоизменение древнеиранской религии Зороастра, под влиянием монотеистических религий. Поэтому в парсизме преобладают черты монотеизма и, отчасти, пантеизма, несмотря на его философский дуализм и внешний культ огня и прочих стихий, являющихся только символами божества. Основой религиозной морали парсизма служит авестийская триада: "добрые мысли, добрые слова, добрые дела", которую каждому взрослому парсу напоминают три шнурка его священного пояса. Особым уважением у парсов пользуется огонь (вместе с остальными тремя стихиями: воздухом, водой и землей), являющейся чистейшим символом вечного света — Верховного Божества. Парсы никогда не задувают огня ртом, чтобы не осквернить его нечистым дыханием, а машут на него рукавом, покуда он не потухнет. В связи с этим культом огня, доставившим парсам имя огнепоклонников, находятся их храмы (очень простой архитектуры), в которых особыми жрецами поддерживается вечный огонь (один из них существовал у нас на Кавказе, в Баку). Способ погребения у парсов (см.) также находится в зависимости от культа стихий. К другим религиозным обрядам парсов относится жертва хаома (зенд. Haoma = инд. Soma), состоящая в возлиянии божеству сока известных растений, при пении особой литании из Зендавесты; опоясывание связанным поясом кости (сначала символ совершеннолетия, теперь совершается уже по достижении семи лет); омовение коровьей мочой утром после сна перед умыванием, при родах, при опоясывании поясом веры, и даже принятие ее внутрь с целью очищения и т. д. Священные книги парсов — Авеста, или Зендавеста (см.), и позднейшие пехлевийские к ней комментарии. Молитвы из нее заучиваются и читаются наизусть чисто механически, без понимания их смысла. До недавнего времени жрецы парсов не понимали зенда и читали Авесту только в пехлевийском переводе, хотя и могли разбирать оригинальный зендский алфавит. В настоящее время у парсов Индии есть духовные семинарии, где будущие жрецы изучают зенд, пазенд, пехльви и персидский яз., так что теперь высший класс жрецов (так наз. дастуры) хорошо знает свою религию и отличается ученостью и развитием; но жрецы среднего класса (мобеды) и низшего (гербады) остаются невеждами. У персидских парсов или гебров жрецы отличаются большим невежеством, что объясняется подчиненным и униженным положением их среди мусульманского населения. Жреческое достоинство наследственно, но дети жреца могут сделаться мирянами. Парсы делятся на две секты: шеншаи и кадми. Догматической разницы между ними нет; весь спор идет из-за точного определения эры Ездегерда, последнего царя из династии Сасанидов, низложенного халифом Омаром около 640 г. по Р. Хр. От него парсы ведут свое счисление; в зависимости от фиксации этой эры находится время празднования известных праздников, не совпадающих у названных двух сект. Кроме этой разницы, есть еще менее значительные особенности в произношении некоторых звуков при чтении молитв.
Литературу см. Парсы, а также Navalkar, "An inquiry into the Parsi religion" (Бомбей, 1879); Wilson, "The Parsi religion as contained in the Zend-Avesta" (Бомбей, 1843); Spiegel, "Einleitung in die traditionelle Litteratur der Parsen" (Лпц. 1856— 60) и т. д.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907