Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - пашковцы
Пашковцы
последователи религиозной секты в России, обязанной своим возникновением проповеди англичанина лорда Редстока (см.), в 1874 г. прибывшего в СПб. и с большим успехом проповедовавшего в великосветском обществе. К числу приверженцев, приобретенных Редстоком в Петербурге, принадлежал отставной гвардии полковник Василий Александрович Пашков, от его имени секта и получила свое название. В 1876 г. Пашков испросил разрешение на учреждение "Общества поощрения духовно-нравственного чтения", задача которого по уставу состояла "в доставлении народу возможности приобретать на самом месте жительства его и за дешевую цену книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета и сочинения духовно-нравственного содержания". Общество выпустило в свет более 200 брошюр (некоторые из них выдержали до 12 изданий) ценой от 1/2 до 6 коп.; иные брошюры раздавались даром. Для распространения брошюр в деревнях общество снаряжало особых книгонош. Брошюры были частью переводные с английского и немецкого языков, частью оригинальные. Содержанием их служили беседы о предметах веры и нравственности христианской, разъяснения текстов Св.
Писания, библейские тексты, выдержки из сочинений св. Тихона воронежского и бесед Михаила, митрополита Новгородского и Спб. Брошюры печатались главным образом в СПб., но некоторые, очевидно — по цензурным условиям, были изданы в Одессе и Варшаве. По позднейшему отзыву о пашковских брошюрах Учебного комитета Св. Синода (циркуляр по духовно-учебному ведомству 1888 г.
, № 3), каждая брошюра в отдельности в большинстве случаев "не представляет непосредственно своего сектантского направления, но когда они читаются в совокупности и известном порядке, с разложением их по отделам — тогда их сектантское направление и та основная мысль, какая проводится в них, обнаруживается со всей ясностью. Рассуждая о какой-либо спасительной истине с одной стороны, сочинители умалчивают о тех сторонах, которыми определяется или обуславливается эта истина, и таким образом проводят в сознание читателя ту односторонность, которой они держатся, как сектанты... Книжки такого направления подготавливают в народной массе почву для устной и живой пропаганды и подают повод и случай для дальнейшего сеяния сектантских заблуждений и односторонностей". Особенно вредными и долженствующими быть изъятыми из употребления среди народа Св. Синод в 1888 г. признал брошюры: "Что такое христианин?", "Радостная весть", "Путь к спасению", "Пастухи и овцы", "Рай и ад", "Христос все во всем", "Слепая девушка и Евангелие", "Встревожился Иерусалим" и др. В том же направлении, как и пашковские брошюры, действовал журнал "Русский рабочий", основанный в СПб. Марией Григорьевной Пейкер в 1875 г. и прекратившийся в 1886 г. В 1877 г. Пашкову запрещено было устраивать религиозно-назидательные беседы; в 1878 г. церковной власти поручено было увещевать Пашкова и его единомышленников оставить свое заблуждение и вернуться в лоно православной церкви. Лишенный возможности действовать в СПб., Пашков перенес свою проповедь во внутренние губернии, где расположены многочисленные его имения, главными образом — в село Крекшино Звенигородского уезда Московской губернии. В других местностях работали его приверженцы (напр., граф и графиня Бобринские в Богородицке Тульской губернии). В 1883 г. Пашков вновь поселился в СПб. и в апреле 1884 г. устроил вместе с графом Модестом Корфом съезд из представителей штундистов, баптистов и молокан, с которыми у П. есть точки соприкосновения. Заседания съезда были прекращены распоряжением правительства, а 24 мая 1884 года состоялось высочайшее повеление о закрытии "Общества поощрения духовно-нравственного чтения". Вслед за тем Св. Синод предписал епархиальным архиереям, а министерство внутренних дел — губернаторам следить за распространением пашковского учения. Сам Пашков уехал за границу, но распространение секты не прекратилось. Об этом свидетельствуют судебные процессы по поводу пропаганды пашковского учения, имевшие место в конце 1880-х годов и в первой половине 1890-х годов в губерниях Тверской, Новгородской, Ярославской, Московской, Орловской. Вероучение П. исходит из того положения, что вследствие грехопадения человек совершенно бессилен своими делами заслужить себе оправдание перед Богом и приобресть спасение.Спасение совершилось на кресте, и все уверовавшие во Христа спасены. Каждый, уверовавший во Христа, тотчас же получает отпущение грехов и избавляется от вечной гибели. Принявшему в себя Христа и потом согрешившему нужно лишь покаяться — а он тотчас получает непосредственное прощение. Каждый, принявший в себя Христа, может уразуметь все Св.
Писание и толковать его другим. Уверовавший во Христа непременно творит добрые дела, как плоды веры. Мнение, что для спасения нужны и дела, умаляет заслугу Христа. Исходя из этих положений, П. отвергают почитание икон и святых, таинства и церковную иерархию. Богослужение у П. сводится к молитве, проповеди и пению стихов (брошюра: "Любимые стихи"). Основой пашковского учения является, очевидно, протестантское положение об оправдании верой. Ср. Терлецкий "Секта П." (СПб., 1891); прот. В. С—в., "П., их лжеучение и опровержение его" ("Орловские епарх. ведомости", 1897).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.