Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - постумы
Постумы
(postumi) — послерожденные: 1) дети, родившиеся после смерти своих отцов, и 2) лица, родившиеся или вступившие в состояние искусственно созданного родства, под власть домохозяина, после составления им завещания. Будучи в момент смерти отца только зачатыми, а не рожденными, П. в первом смысле получают по отношению к оставшемуся после него наследству права законных наследников, в случае благополучного рождения, сообщающего им права личности; до рождения их права могут быгь охранены назначением особого попечителя (curator ventris), и выпавшее на их долю наследство считается перешедшим к ним с момента смерти наследодателя. Эти положения сохраняет и современное право (т. Х, ч. 1, ст. 1106: "От права наследования не устраняются дети, хотя бы оные не были еще рождены, но токмо зачаты при жизни отца"), не признающее безусловной силы римского положения: nascilurus pro jam nato habetur, quoties de commodis ipsius partus quaeritur (см. Физическое лицо). Положение П. во втором смысле в Риме было предметом специального законодательства и обширного толкования со стороны юристов благодаря существованию института так наз. формальных ограничений свободы завещаний (см. Право наследственное). По постановлениям римского права неизвестное и несуществующее лицо (incerta, persona) не могло быть назначено наследником; с другой стороны, обход в завещании прямых ("своих") наследников, без прямо выраженного устранения их от наследства, вел к недействительности завещания. Рождение или появление у завещателя иным путем (усыновление и т. д.) П. вело, таким образом, к недействительности завещания или требовало составления нового. Обычаем скоро выработано было, однако, правило, дозволявшее назначать родившихся "своих" П. (Р. legitimi) наследниками. Претор Аквилий Галл изобрел формулу, дававшую возможность назначать наследниками и тех из "чужих" П. (Р. alieni); которые после смерти своего отца становились, при жизни завещателя, "своими" наследниками последнего (родившийся после составления завещания внук, ставший наследником по причине смерти отца — так наз. Р. Aquiliani). Lex Junia Velleja дозволил назначение наследниками и своих П., родившихся при жизни завещателя (Р. Vellejani). Применение этих правил к частным случаям вызывало обширную интерпретацию юристов. Юстиниан дозволил назначение всех вообще П. наследниками и уничтожил формализм старого права; с этих пор обход П. не влек за собой ipso jure недействительность завещания, а давал лишь право оспаривать его. В современном праве, не знающем формальных ограничений свободы завещаний и позволяющем назначать наследниками и неизвестных или не существующих в момент составления завещания лиц, П. оказывают влияние на действительность последнего лишь в том случае, если они родились в то время или при таких обстоятельствах, когда завещатель не знал о них или не мог составить нового завещания в их интересах. "Духовное завещание может быть оспорено, если наследодатель умолчал о лице, к моменту открытия наследства оказавшемся имеющим право на законную обязательную долю наследства, если существование его при составлении завещания было завещателю неизвестно, или если оно родилось или сделалось управомоченным на обязательную долю после составления завещания. Оспаривание не допускается, поскольку следует предположить, что наследодатель оставил бы распоряжение в силе и при знании положения дела" (§ 2079 общегерм. гражд. ул.). Французское право отменяет не только завещание, но и дарение, в полной мере и ipso jure, в случае появления П. после составления акта (ст. 960, 1045 и 1046) и при отсутствии других детей, а если есть дети — дает постуму, согласно с общим римским правом, право на обязательную часть наследства, наравне с одинаково управомоченными. О русском праве см. Завещание. Ср. Боголепов, "Формальные ограничения свободы завещаний" (М., 1881); Laurent, "Principes de droit civil" (XIII, §§ 53 и сл.).
В. Н.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907