Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - пострижение
Пострижение
(волос)
церковный обряд. Совершается, во-первых, над новокрещенными после таинства миропомазания, в знаменование рабства, которым обязывается постриженный относительно Христа (в греко-римском мире стрижение волос служило признаком рабства). Во-вторых, при посвящении в чтеца и певца архиерей постригает посвящаемого крестовидно, в знак отделения его от общества простых верующих. В третьих, П. является основным действием посвящения в монашество и его степени. При посвящении так назыв. новоначальных, после чтения покаянных тропарей и молитв о постригаемом, совершается крестообразное П. посвящаемого, с произнесением слов: "Во имя Отца и Сына и Св. Духа"; затем постриженный облачается в рясу и камилавку. Этот обряд называется "последованием в одеяние рясы и камилавки". Введение во вторую степень совершается посредством обряда, называемого последованием малые схимы, а также сочетанием. Обряд делится на две части: оглашение (увещание, произнесение обетов, наставление давшему обеты) и самое П. Игумен испытывает твердость постригаемого троекратным повелением подать ножницы и троекратным отвержением их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя, напоминая тем окончательное отречение его от мира. После П. посвящаемый облачается в хитон, параман, рясу, пояс, мантию, камилавку, клобук, сандалии и получает вервицу. Обряд П. великосхимников носит название последование великие схимы и отличается от обряда малой схимы только большей продолжительностью и торжественностью. После удостоверения в твердости намерения принять великую схиму, посвящаемый приемлет П., причем получает новое имя и облекается в схимнические одежды (кукуль и аналав).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907