Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - пребенда
Пребенда
(Prebenda, иначе — beneficia) — название на Западе тех материальных средств, какие получаются духовными лицами всех категорий в виде земельных владений, домов для жительства клира, доходов по церкви, денежного жалованья. В каждой из западных стран П. имеет свою обширную историю, обнимающую собой ряд узаконений государственных и церковных, борьбу между властью светской и духовной, постановления соборов (Констанцского, Базельского, Триентского, Лионского), конкордаты государей с папами и т. д. См. Duarex, "De sacris ecclesiae ministeriis ас beneficiis" (П., 1564); Rebufteus, "Praxis beneficiarum" (П., 1664); Sarpi, "Tractatus de materiis beneficiariis" (Иена, 1681); Blondeau, "Bibliothèque canonique" (П., 1689); Thomassin, "Discipline de l'eglise"; Héricourt, "Lois ecclésiastiques"; Fleury, "Introduction au droit eccelésiastique" (П., 1687); Pinsson, "Traité singulier des régales, ou des droits du roi sur les bénéfices ecclésiastiques", (Париж, 1868); Philips, "Kirchenrecht" (1859 и 1862); Walter, "Kirchenrecht" (Бонн, 1871); Richter, "Kirchenrecht" (Лейпциг, 1874). Сначала П. назначалась по личному усмотрению епископа вследствие каждый раз особой просьбы о том клирика, отчего она называлась precaria (выпрошенное). Позже франкское законодательство (капитулярий Карла Великого) установило в виде общего правила, что каждая церковь должна владеть участком земли, доходы с которого шли в пользу причта. Из выражения капитулярия "res ecclesiae in beneficium retinens" (церковная собственность, употребляемая на благотворительность) видно, что государство неохотно давало церкви земельную собственность и требовало расходования доходов с нее, между прочим, на нужды прихожан. Епископы выполняли этот закон так, что часть доходов с церковной земли (mansus ecclesiasticus) шла на мирян (beneficia), часть — на П. клириков, отчего и сама П. стала называться бенефицией. С течением времени бенефиции духовенству разделились на два вида: одни — высшему и вообще белому духовенству, другие — монашеские. Триентский собор понизил возраст для П. монашествующим с 16 до 14 лет; во Франции, где постановления собора не были признаны, П. давали в монастырях детям 10 и даже 7 лет еще во время учения их в монастырских школах. Иностранцы во Франции не имели права на П. Назначал П. обыкновенно епископ, но в виде исключения это право принадлежало "патронам" — строителям и благотворителям церквей. Папы и короли старались стеснить право епископов давать П. Ультрамонтанские богословы доказывали, что папа имеет право распределять бенефиции по своему усмотрению. Соборы Констанцский и Базельский ограничили это право папы, а собор Триентский совсем его отменил. Вообще, во Франции мало-помалу ультрамонтанские притязания были побеждены галликанизмом, но в друтих странах папа продолжал раздавать свободные П. по своему усмотрению. В католической церкви Германии П. получаются клириками не от светской власти, а от церкви. "Установленная церковь" (established church) Англии сохраняет древнюю организацию П.: духовенство является не собственником, а лишь владельцем церковной земли и не может ни отчуждать ее, ни уменьшать в объеме; часть ее можно отдавать в аренду, но десять акров непременно должны оставаться при пасторате (parsonnage-house). Управляет всеми земельными владениями церкви в Англии комиссия, состоящая из обоих архиепископов и всех епископов Англии, трех деканов и нескольких мирян. Непосредственно заведуют церковными имуществами три лица, называемые estates commissioners, из которых два избираются короной, один — архиепископом Кентерберийским. Каждые шесть месяцев каждый епископ доносит комиссии о состоянии церковных имуществ епархии. Кроме того два лица, ежегодно дважды, разъезжают по епархиям и ревизуют состояние их на месте.
В. Б—в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907