Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - пророк
Пророк
библейский термин для обозначения особых провозвестников воли Божией — как в Ветхом, так и в Новом Завете. Еврейское название пророка нави означает "провозвестника, объявляющего чью-либо волю", а перев. греческое προφήτης — того, кто говорит от лица кого-либо, в данном случае — Бога. В дальнейшем значении — пророк это человек, предвидящий (через особые откровения свыше) и предсказывающий будущее. Патриархи были в то же время пророками или провозвестниками воли Божией, и таковыми ясно называются Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей и др. ветхие праведники. С течением времени пророчество делается исключительной принадлежностью или даже должностью особого класса людей, которые составляют собой своего рода общества, или так называемые "сонмы". Особое развитие пророчество в этом смысле получает со времен пророка и судьи Самуила, который дал стройную организацию пророческим сонмам, или школам, сделав их источником нравственно-просветительного воздействия на народ. Эти сонмы представляли собой общины, которые состояли из учителей, или отцов, и учеников, имели все общее, жили в строжайшей религиозно-нравственной дисциплине и совершали торжественные процессии, сопровождая их пением и музыкой. Из этих общин или школ вышли непреклонные хранители и ревнители завета, бесстрашные обличители идолопоклонства — закаленные мужи, которые не боялись говорить правду в лицо царям и потому хотя большей частью заканчивали жизнь мученической смертью, однако, по временам пользовались огромным влиянием и уважением, заставлявшим и гордых царей прибегать к ним за советом в трудные дни. Со времен Самуила пророки идут непрерывной чередой почти через всю ветхозаветную историю; но наивысшего развития пророчество как общественная сила достигло во времена знаменитых пророков Илии и Елисея, когда сонмы или школы их насчитывали сотни преданных учеников и когда учителя или главы их оказывали огромное влияние не только на общественную жизнь своего народа, но и далеко за пределами своей страны (например Елисей, Иона и др.). В пророческих школах производилось правильное религиозно-нравственное воспитание, к которому примыкали и такие образовательные предметы, как пение, музыка, письменность, счисление и пр. Впоследствии из этих школ выходили пророки-писатели, которые оставили после себя богатую литературу, изумляющую силой и красотой восторженного слова. Из пророческой литературы составились пророческие книги — из которых четыре принадлежат великим пророкам Исайе, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу и двенадцать малым пророкам — Осии, Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму, Софонии, Аггею, Захарии и Малахии (см.). И. Христос ставил их рядом с законом Моисея. "Закон и пророки" — сделалось типическим выражением для обозначения всей сущности Ветхого Завета. С наступлением эпохи Нового Завета пророчество потеряло свое первоначальное значение, и хотя есть известия о нескольких пророках, но это уже слабые отголоски минувшего величия. Среди 27 книг новозаветного канона пророческий характер имеет только одна — Апокалипсис, или Откровение Иоанна.
Литература. Knobel, "Der Prophetismus der Hebräer" (1837); Köster, "D. Propheten d. A. u. N. Test." (1838); Tholuck, "D. Propheten und ihre Weissagungen" (2 изд., 1860); Ewald, "D. Propheten d. A. Bundes" (2 изд., 1867); Robertson Smith, "The prophets of Israel" (1882); А. Лопухин, "Библейская история при свете новейших исследований и открытий" (СПб., 1892—95).
А. Л.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907