Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - провиденциализм
Провиденциализм
(в философии истории) — так называется историко-философское направление, стремящееся объяснить исторические события с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения. Основная тема этого взгляда была дана еще блаженным Августином в ″De civitate Dei″. Под его влиянием Орозий написал свою книгу ″Adversus paganos historiarum libri septem″. С провиденциалистической точки зрения всемирная история рассматривается, как выполнение божественного плана, ведущего человечество к окончательному торжеству добра, причем каждый по-своему понимает эту конечную цель истории и по-своему же оценивает отдельные события по отношению к этой цели. Наиболее видными провиденциалистами могут быть названы: Боссюет (″Discours sur l'histoire universelle″) как представитель П. католического, Гегель (″Philosophie der Geschichte″) как представитель П. пантеистического, и Лоран (″Etudes sur l'histoire de l'humanité″ и в частности XVIII том этого труда, озаглавленный ″La philosophie de l'histoire″) как представитель П. деистического. Как историко-философская концепция, П. отличается большим оптимизмом; каждая философия истории, написанная с такой точки зрения, является своего рода теодицеей. Гегель своей ″Философией истории″ даже прямо ставил цели теодицеи. См. Философия истории.
Н. К.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907