Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - раджпуты
Раджпуты
(от санскр. râjaputra = царский сын) — аристократическая раса или каста в сев. части Ост-Индии, главным образом в так назыв. Раджпутане (см.), Рогильконде, Пенджабе, Гужерате, Вост. Ауде и др. К Р. принадлежат многочисленные владетельные дома quasi-независимых феодальных государств этой части Индии. В современном кастовом строе Индии Р. заменяют прежних кшатриев (см.), хотя на самом деле далеко не всегда имеют с ними связь, будучи нередко позднейшего происхождения. В былые времена все население, посвящавшее себя военному ремеслу, зачислялось в военную касту. Члены низших каст, выдавшиеся своей храбростью, также считались Р., причем в Р. попадали даже неарийцы. Таким образом, чистота крови Р. весьма сомнительна. Самое название Р. употребительно не везде; так, в нижнем Рогильконде и др. местах они называются тханурами (вождь, господин, благороднорожденный). Физически Р. не отличаются от брахманов указанных местностей и представляют, по-видимому, один и тот же антропологический тип. Р. большей частью стоят на низкой ступени образования и имеют больше предрассудков и суеверий, чем брахманы. Главные их занятия — военная служба (их довольно много в туземных индийских войсках), земледелие (в долине Ганга) и скотоводство; можно встретить, впрочем, целые фамилии или кланы Р., занимающиеся торговлей и промышленностью. Земледельцы-Р. имеют общинное демократическое устройство: каждый член такой общины свободен и равноправен, земля делится между всеми общинниками. Говорят Р. на новоиндийском языке хинди (см.). Религия большинства — индуизм, но встречаются и магометане (в вост. Пенджабе, в округе Дели). Особенного уважения к брахманам Р. не обнаруживают, но принимают все обряды и суеврия индуизма, очень щепетильны относительно различия каст, смотря в высшей степени горделиво и пренебрежительно на все прочие касты и расы, чистота крови которых им подозрительна; в пище также очень разборчивы и готовят ее себе сами, с большими предосторожностями. Р. особенно господствуют в так назыв. Раджпутане (см.) или Раджастхане, хотя и не представляют большинства населения, принадлежащего здесь к расе джатов (см.). Главное место прежней оседлости, славы и могущества Р. находилось на р. Ганге. Побежденные нахлынувшими на Индию магометанскими завоевателями, главные фамилии Р.
удалились в бесплодную страну к В от р. Инда, которой и дали свое имя. Сами Р., распадающиеся на множество родов или кланов, ведут свое происхождение от двух древнеиндийских династий: солнечной и лунной, откуда и два главных племени Р. (из трех): сурьяванша (солнечный род) и чандраванша (лунный род), или яду. Третье подразделение Р.
— агникула (огненное племя) — считается происходящим от священного огня (санскр. agni-s), зажженного мудрецом Агастья на горе Абу. Эти племена делятся, в свою очередь, на более мелкие подразделения. Число всх Р. по переписи 1881 г. превышало 7 млн. Браки заключаются только между разными родами, а в пределах одного рода старательно избегаются. Несмотря на это, раса Р. видимо падает: военная служба, многочисленные войны в старину истощили или ослабили силы мужчин Р.; практиковавшееся прежде (и до сих пор еще тайно совершающееся) умерщвление младенцев женского пола также отразилось на численности и крепости расы. Тем не менее, среди Р., даже из бедного класса, встречаются прекрасные образчики красоты; особенно красивы их женщины. Последние ведут обыкновенно весьма замкнутый образ жизни, как у мусульман, даже не принимая участия в полевых работах. Р. никогда не упоминает о своей жене и не называет ее. См. Tod, "Annals and antiquities of Rajast'han, or the Central and Western Rajpoot States of India" (2 изд., Мадрас, 1873).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.