Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - реализм и натурализм в живописи
Реализм и натурализм в живописи
Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819—77) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому, избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и притом почти исключительно — рабочего, трудового класса. Если в литературе слово "натурализм" получило значение как выражение низкого Р., то в живописи различие между Р. и натурализмом не в такой степени определенно, один из критиков Курбэ (Кастаньяри) признавал законность нового направления и называл его натурализмом, тем более, что новосоставленное тогда слово Р. казалось многим — не в духе французского языка. Направления в живописи определяются не только родом сюжетов, избираемых для картин, но и способом их выполнения по отношению к действительным предметам природы, которых изображение входит во всякую картину, к какому бы роду она не была отнесена (см. Живопись). Бытовая живопись, хотя и представляет изображение сцен действительной жизни, но легко допускает в себя и анекдотический элемент, поэтому она вообще не отождествляется с реальным направлением без особых оговорок. Во всяком случае бытовая живопись (жанр) — родоначальница Р. Бытовая живопись, как она и прежде понималась, возродилась и даже зацвела в Голландии в XVII стол. в то время, когда в Италии и во Франции господствовала живопись религиозных и мифологических сюжетов, да и в самой Фландрии были художники, писавшие на сюжеты не обыденной жизни. Никогда и нигде в продолжение последних четырех столетий не могло удержаться исключительно одно направление в живописи, а иногда появлялись художники, которых произведения были чрезвычайно многосторонни; таков был, например, Рубенс. В выборе реальных тем для картин голландцы пошли дальше бытовой живописи, так как у них начался и достиг высокой степени простой обыденный пейзаж с крестьянскими фигурами и домашними животными. Голландцы разрабатывали, кроме того, сюжеты неодушевленной природы, как то: цветы, плоды, битую дичь и т. п. (см.); Снейдерс изображал на огромных полотнах рыбные и мясные лавки, и картины его пользовались спросом и известностью. Знаменитый Мурильо, изобразитель мадонн, видений святых и т. п., не гнушался изображением нечистоплотного мальчишки или нищего, просящего милостыню. Веласкес, писавший святых, портреты (весьма реально), изображал также картежников и гуляк из простонародья. В Италии Караваджо в конце XVI-го столетия заявил себя поборником Р., изображая сцены, в которых действующими лицами были солдаты, картежники, гуляки, часто пьяные и разбойничьего вида. Хотя он писал и религиозные картины, но вся его художественная деятельность была энергическим протестом против господствовавшего направления, слишком удалившегося от действительности не только по сюжетам, но и по выполнению их. Всякий художник, конечно, должен был изображать предметы с более или менее полным напоминанием соответственной действительности, но в особенности ясным это представляется в портретной живописи. Однако сходство не есть единственное достоинство портрета: требуется еще реальность высшего порядка — жизненность, и сверх того — характерность, только не грубая, тривиальная, низкая. Натурализм Курбэ не допускал таких ограничений: он любил резкое и грубое, только не выдуманное, а существующее в действительности. Известный П. Ж. Прудон (Proudhon), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги "Искусство" (на русском — перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в Р. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане, 1832—83) успехи в изображении предметов природы, освещенных на открытом воздухе (пленеризм, от франц. "plein air"); импрессионизм также внес свою долю в технику живописи, настаивая на обобщении тонов и уменьшении подробностей. Соединение Р. по содержанию с Р. по выполнению, как его ныне понимают, встречается только у новейших живописцев, как напр. у французов Бастьена Лепажа (весьма смягченный Курбэ) и Рафаэлли, изображающих, подобно Курбэ, обыденную и преимущественно рабочую жизнь. Их холсты изображают людей также в натуральную величину, хотя такие размеры картин вызваны менее требованиями сюжетов, чем протестом против исключительных размеров картин исторического содержания. — Смена направлений в живописи представляется законом, находящимся в соотношении с изменениями в ходе общественных идей, но вообще различия в личностях художников и в убеждениях отдельных частей общества приводит к совместному существованию многих эстетических течений. История живописи последних четырех или пяти столетий полна примеров Р.; к вышеназванным Веласкесу, Караваджо и др. можно прибавить Сурбарана, Рубенса, ван-Дейка, реалистов по исполнению. Рубенс даже не искал красоты, изображая только крепкие, здоровые тела. Однако Р. на время подавлялся идеализированием, переходившим даже в условность и манерность. Классический пейзаж, основанный Пуссеном и Лорреном в XVII стол., пустил более глубокие корни во Франции и выразился в виде облагораживания природы как там, так и отчасти в Голландии, — чем реальный пейзаж, имевший, однако, в Голландии таких высоких представителей как Вейнантс, Рюисдаль, Гоббема. Во Франции в XVIII стол. все роды живописи получили, наконец, отпечаток манерности с полным удалением от природы. В виде реакции возник ко времени великой революции во Франции классицизм Давида с господством формы — по крайней мере, правильной — над колоритом. Наступивший в двадцатых гг. нашего столетия романтизм Делакруа с преобладанием колорита над формой отвергал классические сюжеты из мифологии и истории греков и римлян и сделал шаг к Р. в красочном отношении. Этому шагу предшествовало однако возрождение реального пейзажа в Англии (Констебль), послужившее на пользу самому Делакруа, а в тридцатых годах XIX века группа пейзажистов во Франции (Руссо, Каба (Cabat), Дюпре и др.) совершенно возродила реальный пейзаж с внутренним содержанием или настроением. В Англии еще в прошлом столетии Вильки поставил бытовую живопись на значительную высоту, но во Франции бытовая живопись затерялась в XVIII веке в манерности Ланкре, Патера и преимущественно — Буше. Самостоятельно Р. возродился в XIX столетии; с 1848 г. Милле (Millet) отдал все свои силы исключительно изображению жизни рабочего люда и преимущественно изображению его труда. Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ. Этот последний имел более порицателей, чем ценителей во Франции, но его резкий протест составил полезную переходную эпоху и оставил следы как во французской, так и в бельгийской школах. Альфред Стевен в противоположность Курбэ изображал салоны, визиты, будуары современных парижанок и хотя тоже относится к ним как реалист, но о безобразии тут нет и речи. Из последующих можно назвать Бонвена (прачки, швеи) и Рибо (Теодюл) — реалиста в изображениях не только кабачков, но и религиозных сцен. Бастиен Лепаж, Лермит и Рафаэлли — реалисты в неодинаковой степени; в живописном отношении они более реальны, чем Курбэ, так как воспользовались уроками пленеризма и импрессионизма, хотя не все в разумной мере. В Бельгии в 1850—70 гг. также господствовало влияние Курбэ; Шарль de Гру (de Groux) изображал сцены болезни, смерти и бедности, мансард и подвалов; Луи Дюбуа — может быть, наиболее сильный из бельгийских реалистов. Влияние французских пейзажистов на бельгийских началось уже в тридцатых годах, но бельгийцы сначала поклонялись величественным мотивам иностранной природы; только в пятидесятых годах Киндерманс первый возвратился к изображению простой отечественной природы, Фурмуа напомнил Гоббему, Теодор Барон — писал зимы и меланхолическую осень, Клайс — спокойное море, Лэманс — лунные ночи, Ферстретер, Куртенс — все это реалисты и колористы. Несмотря на то, бельгийская живопись, по мнению Мутера, не есть выразительница тонких ощущений.
В Голландии первым из крупных представителей Р. был Изральс, которого называют голландским Милле; в 1857 г. он выставил своих "Тружеников моря", в 1862 г. картины "Потерпевшие крушение" и "Дети, играющие на берегу". Движение, начавшееся в пятидесятых годах, не было собственно заимствованием у французов, но возвращением к Р. и национальности славного прошлого голландской школы. Кристоф Бишоп изображал сельские сцены, играющих детей, интимную домашнюю жизнь. Пейзажист Ионгкиндс (Jongkinds) более резкий колорист, чем француз Коро, на которого он походит, передает настроение широко и несколько по-импрессионистски; в морских пейзажах изображает обстановкою жизнь моряков. Вообще он представляет промежуточную стадию между фонтенеблосцами тридцатых годов и позднейшими импрессионистами. Мов — меланхолический поэт природы, но маринист Месдаг — превосходный изобразитель Северного моря и жизни моряков, строгий реалист, в последние годы несколько переставший разнообразить свои мотивы.
В Германии одним из первых представителей реального направления в живописи был Менцель, который писал толпы народа на площадях и в садах, работы на заводах ("Новейшие циклопы", 1876), a также и коронования или церковные службы, изображая, следовательно, все классы общества, но темы его не всегда немецкие, часто французские и итальянские. Позже Вильгельм Лейбль брал только национальные сюжеты, изображая поселян, читающих газету, молящихся в церкви, женщин за прялкой и т. п. Еще сильнее Р. Макса Либермана, выступившего в 1872 г. с картиной "Женщины, ощипывающие гусей", затем следовали: работы в поле, в мастерских, скотницы и т. п. Простота его сюжетов казалась иногда грубостью и безобразием, и критика не щадила Либермана. Почти одновременно — Скарбина, ученик французских художников, как реалист и колоритный виртуоз кисти выступил с картинами разнообразного содержания (рынки, мастерские, женские фигуры, писанный с французскими шиком), Ганс Герман, Лепсиус — все реалисты нового направления. Келлер по содержанию иногда может быть назван реалистом и во всяком случае решает сложные колоритные задачи с полной современной виртуозностью. Леопольд Калькрейт — сильный реалист, изображающий поселян, рыбаков и другой рабочий люд. Из пейзажистов после А. Ахенбаха, Вильройдера, Дузетта, мариниста Эшке следовали Иернберг, Отто Рейнигер, Томас Гербст, Густав Шенлебер, Герман Байш, ученик Руссо, к сожалению, редко обновляющий свои сюжеты, Теодор Гаген, отличающийся простотой и правдой в пейзажах (любил сдержанные тона), Цюгель и Вейсгаупт — пейзажисты, изображавшие домашних животных, как пособников труда человеческого. Переходя к скандинавским народам можно убедиться, что и до них дошли перемены в направлении искусства, как по содержанию, так и в технике. В Дании был настоящий жанрист Марстранд, изучавший, впрочем, живопись в Мюнхене и Риме ранее, чем образовалась целая художественная датская колония в Риме в 1840 г., но лишь в 1848—50 г. датчане обратились вообще к изображению национальных сюжетов. Экснер, Фермерен, Дальсгард писали сцены, часто весьма простого содержания, из простонародного быта: из них замечателен Дальсгард жизненной энергией. Но датчане до семидесятых годов были в техническом отношении далеко позади художников других стран. Петер Крейер (Kröyer) открывает с 1871 г. движение датских реалистов новейшего пошиба ("Рыбаки вытягивают сети на Скагене"); его "Комитет французской выставки" замечателен жизненностью фигур и превосходным сложным освещением. Вигго Иогансен — отличный изобразитель интимной домашней жизни; прекрасно владеет новейшими колоритными приемами. Лауриц Ринг отдался изображению крестьянских сцен; Анна Анкер ("Погребальный обряд"), Михаэль Анкер ("Рыбаки на берегу") сильный реалист в изображении жизни датских моряков. В Дании пейзажная живопись шла вообще также национальным путем: Кристен Кебке, Петр Христиан Сковгард (рощи, парки, с 1839 г.), поэтический реалист Вильгельм Кинен, маринисты: Мельби, Эмануэль Ларсен, Сёренгсен — в особенности первый — отличаются большими достоинствами; из молодых — Лохен, Торольф Педерсенс, Торвальд Нисс; пейзажисты Иоахим и Нильс Сковгарды (сыновья Петера-Христиана Сковгарда), хотя и пишут натуралистические пейзажи, но переходят в декоративно-стилистическое направление, по определению историка искусств Мутера.
В Швеции пейзажисты вообще замечательны, хотя многие из них слишком походят на французов, а иные — на немцев, чего нельзя сказать про датских пейзажистов, полюбивших меланхолию своей родины. Прославившийся Маркус Ларсон писал водопады и горы при различном освещении, озера, пожары — все блестяще колоритно и виртуозно, поражал эффектами, но редко — интимным настроением; его уподобляют немцу Эдуарду Гильденбрандту. Альфред Вальберг любил изображать не только свою родную, но и итальянскую природу. Вообще шведские пейзажисты немного космополиты и почти все изучали искусство за границей, Эдвард Берг, замечательнейший из них, хотя и работал в Германии, Франции и у Калама в Швейцарии, но по возвращении в отечество начал с 1857 г. разрабатывать пейзаж шведской природы — сосновые леса, березовые рощи, тихие воды, не чуждаясь грандиозной стороны своей родины (водопады), но не прибегая к блестящим внешним световым эффектам. Его пейзажи действуют не возбуждающе, но успокоительно, кисть его в виртуозности не идет далее необходимого. Он хорош и в изображении приморского берега и катящихся на него волн при облачном небе. Очень симпатичны сельские виды и зимы Ридберга. Из новейших Пер Экстрем, Нильс Крейгер, Карл Нордстрём и Олаф Арбарелиус — певцы северной зимы с ее блестящими особенностями. Адольф Нордлинг — изобразитель интимной жизни морских волн. Норвежские пейзажисты отличаются от шведских — насколько западный берег Скандинавского полуострова отличается от восточного и насколько различны вместе с тем темпераменты обоих народов. Впрочем, до тридцатых годов направление норвежских пейзажистов клонилось к прославлению преимущественно необычайностей их родной природы, их фиордов, окруженных скалистыми горами, их не заходящего на севере солнца и т. п.; начало же новому изучению природы и пониманию ее в простейших ее проявлениях, все-таки часто не лишенных величия, положил Амандуа Нильсон в семидесятых годах. Зимние ландшафты, пустынный морской берег, бедные деревни, осенние ночи — вот некоторые из его тем. Франц Таулов неподражаем в изображении снежных вершин и берегов, застывающей воды, быстрого течения речек; однако он однообразен, а главное — довольствуется больше внешностью или просто не может дать глубины ощущения. Гергард Мунте отличается передачей весенних настроений свежими и нужными зелеными тонами, Скрамштадт — осени и зимы; Гуннар Берг передает холод и ненастье северных берегов Норвегии на Лофотских островах. Серы, но гармоничны марины Ганстева в норвежских фиордах. Из маринистов немолодых, но заслуженных назовем еще Ганса Гуде (см.), норвежца, профессора в Берлинской художественной акд. Проявление стремлений к изображению реальной жизни в бытовой живописи существовало в Скандинавии наряду с другими направлениями. Швед Карл Вальбом писал крестьян на манер Тенирса, и Август Линдгольм изображал сцены наподобие старых нидерландцев Метсю и Герарда Доу, но первым новейшим колористом был Иоганн Фредрик Гуккерт (Hoeckert): в 1856 г. он написал "Церковную службу в Лапландии"; за этим следовала "Внутренность лапландской хижины". Юлиуса Кронберга называют шведским Макартом, а Нильса Фареберга сравнивают с французом Бонна. Новый период шведского искусства начался после 1879 г., когда Гуго Сальмсон пошел по следам Бастиена Лепажа и овладел новой французской техникой; с ним сходен Август Гагборг ("Сцены на морском берегу", "Работы полевые"). Некоторые шведские художники работали в чужих краях, как, напр., Гуго Биргер — настоящий виртуоз ("Завтрак в Гранаде"), умерший в молодости. Шведская живопись и поныне носит космополитный отпечаток: можно назвать довольно много художников, работы которых напоминают то франц., то нем. живопись и которые отличаются натурализмом в темах, весьма разнообразных по роду. Таковы Оскар Бьорк ("Моряки", "Коровьи стойла"), Карл Ларсон (декоративные стенные композиции — напр., жизнь женщины различных времен в Швеции), Рихард Берг, сын Эдварда Берга ("Гипнотический сеанс"), и, наконец, Андерс Цорн, блестящий художник разнообразного содержания, писавший испанских нищих, цыган, английских мисс, моряков, движение воды, лунный свет, сцену в омнибусе, бал и т. п. В Норвегии Карл Гансен колоритно писад сцены народно-бытовые; он работал в Копенгагене, многие другие — почти постоянно вне отечества, но некоторые окончательно почерпнули силы лишь по возвращении в отечество. Из них Отто Зиндинг после долгих и переменных чуждых влияний не мог уже сделаться настоящим норвежцем, но Густав Венцель, Иергенен, Кольстоэ и Христиан Крог изображают национальный тяжелый труд — рыболовство для снискания насущного хлеба и домашнюю жизнь рабочего люда. Из них последний — писатель и живописец, вынесший идеи натурализма из Парижа, где он был в 1880 г. Бедная и некрасивая швея, работающая до утреннего света, врач и бедная озябшая женщина, дележ хлеба между бедными ("Борьба за существование") — это один ряд картин Кроге. Лоцманы и закаленные холодом рыбаки на берегах фиордов или в своих хижинах, матрос, наблюдающий погоду, штурман с морскими картами в каюте — другой ряд его произведений. Крог — резкий, но правдивый реалист. Мягче, но тоже правдив Христиан Скредзвиг ("На лодке в летнюю северную ночь", "Праздничный вечер", "Крестьянин с кошкой"). — В Англии натурализм проявлялся независимо от французского и совсем в особой форме. Рескин (см.) учит точному воспроизведению природы во всех ее подробностях в живописи, группа прерафаэлитов (см.) на деле показала приложение этого учения, но к изображению сцен и событий не современной жизни, а священных событий. В трактовании таких сюжетов прерафаэлиты показали Р. особого рода, нимало не идеализируя ни форм, ни выражения лиц святых, ни соответственного колорита. В таком духе писали Гольман Гунт, Миллес (Джон Эверет Millais); верующие не находили в их произведениях ничего священного. Техника же живописи английской, всегда законченная, не могла иметь ничего общего с импрессионизмом французов, исключавшим именно подробности и законченность. Мадокс Броун не только переносился в прошедшие времена, но изображал и современную жизнь. Его "Работы" (1835) — реальные картины, напоминающие Курбэ: сильные, могучие люди без всяких прикрас. К реалистам принадлежит и Джон Филипп, изучивший в Испании Веласкеса: он был сильный колорист и тем отличался от прежних жанристов, довольствовавшихся больше композицией картин. Еще род Р. нового пошиба, стремившийся предание и легенду изобразить в виде действительности, как всегда одинаковой, привился ныне во многих странах. Не говоря уже о французах, часто изображающих Христа среди современной обстановки — немцы, скандинавы, финляндцы и даже русские усвоили такой Р., и только немногим из них удалось сочетать святость идеи с Р. в смысле современном. Уде (Uhde) изображал Христа, благословляющего современных детей или же хлеб насущный рабочей семьи; норвежец Скредзвиг представил Христа даже в одежде норвежского рабочего; финляндец Эдельфельт в картине "Магдалина и Христос" перенес сюжет со священной почвы на реальную только наполовину удачно; наш Ге в своей картине "Что есть истина" не мог привлечь участия зрителя к изображению Христа, "Распятие" — его же, поражающее своим страшным натурализмом, не дает понять, что при этом произошло священное событие. Одновременно с этим направлением существует и другое, как раз противоположное. Норвежский художник Вереншильд (Verenskiold), иллюстрируя саги и сказки, выработал особый стиль рисунка, соответствующий духу сказочных событий, а немецкий художник Швинд писал целые картины, приспособляя и рисунок, и колорит ко впечатлениям от легенд, которые этими картинами он хотел передать.
Русские художники тоже могут представить образцы Р. Таков, напр., И. Е. Репин в его картинах "Бурлаки", "Не ждали", "Крестный ход"; таков В. Верещагин, изображавший в своих военных картинах бедствия войны, и В. Маковский во многих бытовых картинах. В отношении технической стороны наши художники мало увлекаются пока крайностями импрессионизма и пленеризма, но ушли далеко от прежних образцов. Однако и прежнее время — напр. Левицкий, Кипренский и Тропинин — оставило замечательные образцы реальной колоритности. В особенности реальна живопись наших пейзажистов, из которых назовем Левитана, Волкова, Дубовского, Остроухова и др. (см. Пейзаж).
Ф. Петрушевский.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907