Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - ребус разновидность загадки
Ребус разновидность загадки
(франц. rébus). — В XV веке во Франции ребусами назывались особого рода пасквили, которыми паяцы в Пикардии ежегодно потешали народ во время карнавала. Этим пасквилям, заключавшим в себе более или менее остроумное обозрение приключений и интрижек, случившихся в известном околотке и имевших для местных жителей интерес скандала, авторы их дали латинское название "De rebus quae geruntur", т. е. "Новости дня". В XVI в., когда забавы эти были запрещены администрацией, слово Р. получило иное значение, сохранившееся за ним и до сих пор: так стала называться загадка, состоящая из изображений разных предметов (часто вперемежку с буквами, цифрами и музыкальными нотами), названия которых не обозначают понятий, выражаемых подлежащими разгадке словами, но сходны с ними по произношению или созвучию (без всякого отношения к правописанию). Так, напр., изображенные в Р. конь, чай, тесьма, розы читаются: кончайтесь морозы; лоб, нули — лопнули и т. п. Родиной Р., как загадки, также была Франция. Первые известные рукописные сборники Р. относятся к концу XV или началу XVI в. В 1582 г. появился первый печатный их сборник под заглавием "Les Bigarurres du Seigneur des Accords", имевший большой успех и выдержавший несколько изданий. Автором его был Этьенн Табуро (1548—90). Его книжка представляет собой целый трактат о Р., но рисунков в ней не более 16. Большинство остальных Р. Табуро передает в форме шутливых рассказцев; напр. некий аббат на приказание оставить аббатство отвтил: "Я употребил 30 лет на изучение первых двух букв азбуки (А. В.) и желаю иметь столько же времени на ознакомление с двумя следующими буквами" (С. D.). Под А. В. он подразумевал аббатство (abbaye), a под С. D. — глагол céder (уступить). Из литературной сферы Р. распространился во Франции на дворянские гербы, вывески торговых заведений и даже появился на могильных памятниках и в молитвенниках. Из Франции мода на Р. перешла в Англию, Германию и Италию, но ни в одной из этих стран не получила широкого развития. В новейшее время Р. занимает скромное место на последних страницах некоторых иллюстрированных изданий. В России он появился в 1845 г. в журнале "Иллюстрация". Р. рисовали даже известные художники, как М. П. Клодт, H. H. Каразин; особенно удачными считаются ребусы И. И. Волкова (в "Ниве"). Связь Р. с идеографией и пиктографией очевидна: достаточно напомнить приводимое Э. В. Тайлором сообщение, что мексиканцы для начертания слов pater noster рисовали флаг (pan) и камень (te), грушу (noch) и снова камень, что в слитном произношении давало pante — nochte и служило для передачи звуков pater noster. Связь этих письмен с Р.-загадкой, очевидно, случайная; последний остается пустой забавой, не имеющей в противоположность некоторым другим видам загадок никакого значения в воспитании мысли. Ср. журнал "Ребус", особенно за первые годы его издания; Колосов и Озерков, "История Р." (СПб., 1884); Ochmann, "Zur Kenntniss der R." (1861); Hoffmann, "Grundzüge einer Geschichte des Bilderräthsels" (1869); Delepierre, "Essai historique ei bibliographique sur les R." (Л., 1874).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.