Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - рембрандт ван рейн

Рембрандт ван рейн

(Rembrandt van Rijn) — великий голландский живописец и гравер; сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, род. 15 июля 1606 г. в Лейдене. Во время появления Р. на свет дела его отца находились в цветущем положении, что позволило ему дать своему четвертому сыну более тщательное образование, чем то, какое получили старшие сыновья, сделавшиеся ремесленниками. Р. поступил в латинскую школу, с тем, чтобы впоследствии перейти в лейденский университет. Но школьные занятия не удовлетворяли Р.; он учился плохо, и в конце концов Гармен ван-Рейн должен был уступить желанию своего сына сделаться живописцем. Первым учителем, к которому отец отдал Р., был Якоб ван-Сваненбюрх, весьма посредственный живописец, но, как человек, побывавший и работавший в Италии, пользовавшийся у своих соотечественников большим уважением. Пробыв в мастерской этого художника около трех лет, Р. переехал в Амстердам и поступил там в ученье к Питеру Ластману, ученику Адама Эльсгеймера. Этот наставник оказал на Р. довольно значительное влияние и, по-видимому, научил его также гравировальному искусству. В 1623 г. Р. возвратился на родину, и, по всей вероятности, в 1628 г., был уже вполне готовым художником; по крайней мере известно, что в это время он уже имел ученика, а именно знаменитого впоследствии Герарда Доу. Первые известные картины Р. относятся к 1627 г. Большое число работ, исполненных им в этот период его жизни, свидетельствует о неустанном труде, с каким старался он совершенствоваться. Все окружающее доставляло ему модели, главным же образом он пользовался для своих эскизов, картин и гравюр лицами своих близких и своим собственным. К этому времени относятся многочисленные портреты его самого, матери, отца, а также изображения подмеченных им уличных типов и сцен. При этом Р. работал также и по заказам посторонних лиц, что доказывает, между прочим, хранящийся в кассельской галерее и помеченный 1630 г. портрет мужчины с двойной золотой цепью на шее. В 1631 г. Р. переселился в Амстердам, и с тех пор лишь изредка навещал свой родной город. В Амстердаме он очень быстро достиг известности; однако, несмотря на массу заказов, он не переставал работать единственно с целью своего усовершенствования, рисуя с натуры и гравируя интересные типы, которые попадались на каждом шагу в еврейском квартале города. В эту пору жизни Р. им были написаны: "Урок Анатомии" (1632; находится в Гааге), портрет Коппеноля (находится в Касселе) и портрет каллиграфа (1631 г.; находится в Эрмитаже, № 808). В 1634 г. Р. женился на Саскии ван Юленборх, дочери ученого юриста. Этою женитьбой открывается самая счастливая пора его жизни: он пользуется материальным благосостоянием, избытком заказов и нежной привязанностью своей молодой супруги. Саския часто фигурирует в рембрандтовских произведениях этого периода, причем черты ее лица встречаются не только в портретах, но и в других картинах и гравюрах. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются — "Портрет невесты Р." (в кассельской галерее), "Портрет Саскии" (в дрезденской галерее) и "Р. с его женою" (там же). Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру ненадолго. В 1642 г. Саския скончалась; от семилетнего брака у неё было четверо детей, из которых только один сын, Титюс, пережил свою мать. С этой поры обстоятельства Р. изменяются к худшему; хотя он и нашел себе подругу жизни в лице своей служанки Гендрикие Ягерс, по прозвищу Стоффельс, от которой родилась у него дочь, но материальное благосостояние его пошатнулось вследствие овладевшей им страсти к коллекционерству художественных предметов и редкостей. Он тратил на них массу денег до такой степени, что в 1656 г. был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу. Чтобы помочь своему сожителю, Гендрикие, вместе с его сыном основала компанию, для торговли картинами, эстампами, гравюрами на дереве и всевозможными редкостями. Несмотря на то, дела Р. шли все хуже и хуже, особенно после кончины Гендрикие, около 1661 г. Через семь лет умер и сын художника, Титюс. Очутившись в тяжелом материальном положении, Р. не терял, однако, энергии, много работал, и все-таки, при всем своем трудолюбии, не мог выйти из стесненных обстоятельств. Причиной тому было то, что вкусы публики в это время изменились, и широкое, сочное письмо Р., его прием трактовать освещение, сосредоточивать освещение в одном пункте и оставлять остальные части картины в тени и полутени, перестали нравиться любителям искусства, которые стали увлекаться тщательно исполненной, светлой живописью. Р. умер в крайней бедности, в первых числах октября 1669 г.

В противоположность близорукому суду современников этого мастера, приговор потомства поставил его на высокое место в истории искусства. Р. — самый характерный представитель голландской школы живописи; в его творчестве наиболее полно и всесторонне отразились тенденции этой школы, и благодаря необычайному гению, которым наделила его природа, произведения его являются как бы синтезом всей северной живописи. По своему миросозерцанию, Р., прежде всего, глубокий реалист: реализмом проникнуты все его работы, вне зависимости от того, из какой области он черпает для них сюжеты. Даже в таких изображениях, как мифологические, Р. не отрешается от действительности, он представляет себе греческих богов и богинь в виде современных ему голландцев и голландок (как, например, в "Данае", находящейся в Эрмитаже). Еще более того: в некоторых картинах подобного рода, он как бы старается отринуть от себя всякое представление о присущей античным богам красоте форм, и умышленно вдается в некоторую карикатурность (например, "Ганимед" дрезденского музея). Что касается до картин Р. на религиозные темы, то хотя в них он и остается верен реалистическому направлению, и одевает фигуры в костюмы своего времени, однако, в этих произведениях ярко выражается теплое и благоговейное чувство, как например тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых ("Снятие с Креста" в Эрмитаже, 1634; "Христос с учениками на пути в Эммаус", в луврском музее, 1648; гравюра "Христос исцеляет больных"; "Поклонение волхвов", в Букингемском дворце, 1657, и др.). Портреты Р., в свою очередь, также реалистичные в высшей степени, не только точно передают внешние черты, но и выражают внутренний характер изображенных лиц, весь их нравственный облик, их национальность, род их деятельности. Последний особенно ярко подчеркивается аксессуарами, которые художник подбирает, сообразуясь с профессией представленного персонажа ("Каллиграф" в Эрмитаже, гаагский "Урок анатомии", амстердамская "Гильдия ткачей"). Независимо от присущей рембрандтовским работам жизненности и совершенно особенных, только одному этому мастеру свойственных технических приемов, о которых будет сказано ниже, произведения Р. отличаются гениальною композицией. В его картинах и гравюрах, все имеющее существенное значение выдвигается, тем или иным способом, на первый план, и главные действующие лица характеризуются так тонко, что у зрителя не остается никаких сомнений относительно содержания изображаемой сцены.

Что касается до рисунка, то Р. далеко не всегда гонится за его правильностью, иногда он прямо умышленно вдается в преувеличения, с очевидной целью усилить впечатление; зато его рисунок, подобно композиции, всегда в высшей степени выразителен. Главная отличительная особенность рембрандтовского колорита — отсутствие красочности — замечается как в ранних, так и в позднейших его работах; ни в одной из его картин нет тех красок, какими блещут произведения итальянских мастеров или, например, работы главы фламандской школы — Рубенса. Внимание Р. обращено главным образом на передачу игры света и тени, и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте. В его картинах изображенное представляется как бы окутанное воздухом, и игра света в этой насыщенной им атмосфере производит поразительные эффекты. Ставя себе задачей преодолевать трудности передачи того или другого светового эффекта, Р. нередко воспроизводит освещение настолько фантастическое и искусственное, что дает ученым повод спорить о том, при каком свете — дневном или ночном — происходит та или другая изображенная им сцена (например, известная картина амстердамского музея "Ночной дозор"). Обыкновенно Р. распределяет свет таким образом, что главное по значению лицо или главная группа картины находится в наиболее сильном свете (например в "Уроке анатомии"), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары, и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Впечатление, производимое таким гениальным распределением света и тени, усиливается тем, что наиболее освещенные части выписаны более тщательно, чем остальные, трактованные широко и сочно, иногда только намеками. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Р. постепенно. В своих первых, по времени, работах Р. старался изображать природу в том виде, как она ему представлялась, без погони за световыми эффектами, хотя уже и в эту пору в его творениях проскальзывают намеки на будущую рембрандтовскую светотень (например, "Св. Павел в темнице", 1627, в штутгартской галерее). До наивысшего развития светотень, а вместе с тем и другие достоинства кисти Р., достигают в среднюю пору его деятельности. Как уже было сказано выше, житейские невзгоды, постигшие художника, не могли не отозваться на его творчестве. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми; свет утрачивает свою интенсивность, кисть делается менее сочной. Однако, такой упадок был только временный, и под конец своей жизни Р. снова стал производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большую свободу и ширину; так, например, в 1661 г. им были написаны знаменитые "Синдики гильдии ткачей" (находится в Амстердаме) и "Возвращение блудного сына" (Императорский Эрмитаж, № 797), а в 1682 — "Еврейская невеста" (в амстердамском музее). Многочисленные гравюры Р. отмечены теми же достоинствами, как и его картины: характерность рисунка, мастерская передача трудных световых эффектов, свободный, уместно тонкий или энергичный ход гравировальной иглы — отличительные качества Р., как гравера.

Перечислить все его картины и гравюры представляло бы слишком большой труд. Достаточно будет сказать, что его творческая мысль проникала во все сферы человеческого бытия; портреты, сцены из современной жизни, мифологические, библейские, евангельские и исторические сюжеты — все это занимало художника. Однако, преимущественной его любовью пользовались темы из Библии и Евангелия, как более соответствовавшие протестантскому мировоззрению великого мастера. С особенным интересом и наиболее часто он обращался к истории страданий Спасителя, которые трактовал в картинах и гравюрах, полных христианского чувства. Произведения Р. высоко ценятся любителями искусства; обладание ими составляет гордость всякого музея; всех других картинных галерей богаче ими Императорский Эрмитаж, в котором насчитываются 42 картины Р. Великий мастер оказал огромное влияние на всю голландскую живопись; главные из его непосредственных учеников — Ф. Боль, Г. Флинк, Г. ван-ден-Экгоут, А. де-Гельдер, Н. Мас, Фабрициюс, Ф. де-Конинк, С. ван-Гогстратен, Я. Бакер, Я. де-Вет, В. де-Портер, Ю. Овенс, А. Вердаль и Дрост.

Ср. Схельтем, "Redevoering over het leven en de Verdiensten van R. van Rijn" (Амстердам, 1853; по-франц., П., 1866); Восмар, "R., sa vie et ses oeuvres" (2 изд., Гаага, 1877); Э. Фромантен, в "Les ma î tres d'autrefois" (3 изд., 1877); Боде, "Studien zur Geschichte der holl ä ndischen Malerei" (Брауншвейг, 1883); Блан, "L'oeuvre de R." (П., 1880, 371 л.); Дютюи, "L'oeuvre complet de R." (около 368 л.; там же, 1883); Д. А. Ровинский, "Полное собрание гравюр Р." (1000 фототипий, СПб., 1890); Э. Мишель, "R., sa vie, son oeuvre et son temps" (П., 1893); Ф. Зейдлиц, "Rembrandts Radierungen" (Лейпциг, 1894); его же, "Kritisches Verzeichniss der Radierungen R." (там же, 1886); анонимного автора, "R. als Erzieher"; Кнакфус, "Rembrandt" (в "K ü nstlermonographien"; русский перевод, СПб., 1890); Боде, "Oeuvre complet de R." (вышли в свет I и II тт., П.).

А. А. Сомов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое рембрандт ван рейн
Значение слова рембрандт ван рейн
Что означает рембрандт ван рейн
Толкование слова рембрандт ван рейн
Определение термина рембрандт ван рейн
rembrandt van reyn это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины