Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - росцеллин
Росцеллин
(Иоанн Roscellinus или Rousselin, род. около 1050 г., год смерти неизвестен) — средневековый схоластик; обучался в Суассоне и Реймсе, занимал должность каноника в Компьене, затем в Суассоне; был учителем Абеляра. Р. является представителем учения о номинализме, которое впервые было уже выражено, хотя не вполне ясно, монахом Эриком из Оксерра (в IX в.); он учил, что общие понятия (universalia) не существуют в действительности (in re), но суть простые названия (nomina) или слова (flatus vocis); род и вид суть только отвлечения нашего ума. Противоположностью этому учению был реализм, утверждавший, что общие понятия существуют независимо от вещей. Р. применил свое учение о номинализме к богословию и вывел из него неправоверные следствия: если реально существуют только индивидуальные вещи и каждая отдельно от другой, то и три ипостаси св. Троицы суть или три отдельных лица (tres personae tres res sunt), или это только названия одного реально существующего лица (res una); в последнем случае, стало быть, вместе с Сыном воплотились и Бог Отец, и Св. Дух, а это нелепо; следовательно, нужно допустить первое положение, т. е. что св. Троица состоит из трех отдельных лиц. В 1092 г. P был судим на соборе в Суассоне: его учение было объявлено еретическим, он был вынужден отречься от него и сложить с себя звание каноника, а потом удалиться в Англию; позже он вернулся во Францию. Р. — один из первых защитников разума перед авторитетом церкви; для него разум стоит на первом месте, догмат, оправдываемый разумом — только на втором. Сочинения Р. не дошли до нас; взгляды его известны в изложении его противников, главным образом, Ансельма Кентерберийского. Сохранившееся письмо Р. к Абеляру издано Шмеллером (Мюнхен, 1849).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.