Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - росселли
Росселли
(Козимо Rosselli, 1439—1507) — итальянский живописец, ученик посредственного живописца Нери ди-Биччи, впоследствии подпавший под влияние Беноццо Гоццоли. Это был художник вдумчивый и хороший рисовальщик, но, в отношении своего направления, наиболее отсталый от движения современного ему итальянского искусства. Его "Св. Варвара со св. Иоанном Крестителем и св. Матфеем" (во флорентийской академии художеств) носит на себе печать архаизма. Более интересно "Небесное коронование Богородицы", считающееся лучшей картиной Р., — головы ангелов, окружающих Богоматерь, довольно характерны, но колорит красноват и резок (в церкви С.-Маддалена де'Пацци, во Флоренции). С гораздо большей яркостью, чем в станковых произведениях, талант Р. выказывается во фресковой живописи. По приглашению папы Сикста IV он, вместе с Боттичелли, Д. Гирландайо и Перуджино, расписывал стены Сикстинской капеллы, а именно изобразил в ней две сцены из истории Моисея: "Гибель фараона в Красном море" и "Моисея на Синае" и, кроме того, "Нагорную проповедь" и "Тайную Вечерю". Эти фрески маловыразительны, но фигуры в них, особенно в "Нагорной проповеди", весьма грациозны. Такой же характер имеет и фреска Р., написанная в 1468 г.
в капелле дель-Мираколо, в церкви С.-Амброджо, во Флоренции, изображающая перенесение чудотворной чаши из этой церкви в епископский дворец. Из прочих произведений этого живописца — лучшие: "Взятие Богородицы на небо" (в церкви С.-Амброджо, во Флоренции), "Богородица во славе" и "Избиение младенцев" (в берлинском музее), а также фреска "Пострижение св.
Филиппо Беницци", в притворе флорентийской церкви С.-Аннунциата. Р. образовал несколько даровитых учеников, из которых самым выдающимся был Пьеро ди-Лоренцо, прозванный, по его имени, Пьеро ди-Козимо.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.