Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - савва святой
Савва святой
(1169—1237), в мире Растько (Ростислав), младший из сыновей Стефана Немани, брат Стефана Сербского Первовенчанного. На 18-м г. оставив предоставленное ему отцом удельное княжение, С. удалился на Афон, где принял монашество, возобновил запустевший Хиландарский м-рь, дал ему устав, завел строгое общежитие, создал благотворительные учреждения, заботился о просвещении. Возвратясь на родину, С. был игуменом в Студеницком монастыре, потом устроил новый монастырь в местности Жиче. Отправившись в Никею, он склонил императора и патриарха к учреждению в Сербии независимой архиепископии и сам принял звание архиепископа (1219).
На обратном пути, в Солуни, С., по выражению жития его, "книги многи преписа законныя о поправлении вере, ихже требоваше соборная ему церкви". Под законными книгами разумеют прежде всего Кормчую книгу, которую он списал в греческом тексте и потом перевел на славянский язык; это — та самая Кормчая, которая потом прислана была киевскому митрополиту Кириллу II болгарским деспотом Святиславом и была принята к общему употреблению на Владимирском соборе 1274 г.
Прибыв в Сербию, С. основал свою кафедру в Жиче, учредил восемь епархий и кафедр архиерейских и поставил им епископов, преимущественно из своих учеников. Созвав собор, С. всенародно произнес православное исповедание веры, которое повторяли за ним все присутствовавшие, начиная с государя, брата его Стефана II, и изрек осуждение на ереси и расколы.Он заботился о восстановлении в Сербии христианской семейственности, стремясь в то же время к ограждению безопасности Сербии, угрожаемой соседними уграми, и о возвышении политического значения государства. Брата своего Стефана он венчал королевским венцом. В 1233 г. он поставил в преемники себе своего ученика Арсения, а сам отправился в путешествие на Восток.
Умер в Тернове (в Болгарии) 14 (по другим 12) января 1237 г. Полгода спустя мощи С. были перенесены в Мелешевский м-рь на юго-западе Герцеговины, между Сербией и Черногорией, близ городка Преполье. В 1208 или 1210 г. С. составил краткое житие своего отца Стефана Немани (изд. Шафариком). Когда мощи отца его прославились чудотворениями и он был причислен к лику святых, С. написал "Каноны и стихеры и чудотворения" его. Он составил уставы иноческого жития для трех монастырей: Студеницкого, Хиландарского ("Указание жития в монастыри Пресвятые Богородицы") и Карейского. В 1595 г. мощи С. сожжены турками. Имя св. С. появляется в русских святцах со времени митроп. Киприана и затем входит в общие святцы русской церкви; память его 12 января. Западная церковь также признает С. в числе святых. См. П. С. Казанский, "Жизнь св. С., первого архиепископа сербского" ("Прибавления к творениям св. отцов", 1849); E. Голубинский, "Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской или молдо-валашской" (М., 1871); прот. К. Добронравин, "Очерк истории славянских церквей" (СПб., 1873); Ив. Малышевский, "Св. С., архиепископ сербский" ("Церковные ведомости", 1892, 9).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.