Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - серафимовцы
Серафимовцы
(серафимовичи) и серафимовны, или избранные братья и сестры — секта, появившаяся в самом начале семидесятых годов XIX в. в Псковской губ. Основателем ее был иеромонах Серафим, ризничий Никандровой пустыни. В продолжение нескольких лет он участвовал по поручению настоятеля в крестных ходах с иконою препод. Никандра, как инок вполне благонадежный. Заметив, что простой народ, особенно женщины, умиляется стройным пением, он завел певческий хор из девиц и стал водить его с собою по деревням. Народу это понравилось. Серафим завел подобные хоры в разных селениях. Особенно отличалась уменьем петь крестьянка Настасья Федорова, жившая сначала в псковском Иоанно-Предтеченском женском м-ре, но оттуда за что-то удаленная. Толпы почитателей Серафима бродили за ним по деревням, когда ему случалось бывать там с иконою. Он вообразил себя избранником Божьим и сделался лжеучителем, основателем новой секты. Он проводил свои мысли в народ и во время исповеди, и во время келейных бесед, происходивших большею частью в ночное время. Новый настоятель взглянул на эти ночные собрания у отца Серафима не совсем благосклонно. Серафим вследствие этого подал прошение об увольнении его на год для поклонения св. местам, но, не дождавшись паспорта, вместе с келейником своим Андреем Никифоровым в 1871 г. тайно ушел из монастыря. Начались розыски о местопребывании беглецов. Последователи и последовательницы Серафима — серафимовичи и серафимовны — употребляли всевозможные средства, чтобы скрыть своего "батюшку". Только год спустя Серафим был разыскан в глухих лесах на севере Порховского уезда, в тайном подземелье, нарочно для него устроенном его почитателями. Он был арестован и отправлен в Петербург. Будучи в заключении, он продолжал действовать на своих духовных чад через своих приверженцев, особенно женщин, называвшихся обыкновенно матушками-игуменьями и разделявшихся на больших и меньших. Их речи считались вдохновенными свыше, их действиям приписывалось значение необыкновенное. Им предоставлены были в серафимовском обществе важные преимущества. Серафим дал им право благословлять духовных чад своих священническим благословением, распоряжаться ночными молитвенными собраниями, прощать грехи, делать сборы в пользу Серафима, принимать в общество и т. п. При таких усердных помощницах число учеников Серафима стало быстро возрастать. Их открыли не только в Порховском уезде, в окрестностях Никандрова монастыря, но и в других уездах Псковской губернии — Новоржевском, Островском и Псковском. В числе их находились люди обоего пола, старые и молодые, но больше всего было девиц от 13 и до 17 лет, которые не иначе называли себя, как сестрицами, а по отчеству — Серафимовнами. Желающие вступить в общество Серафимово должны были в продолжение трех дней молиться Богу, полагая от 800 до 3000 поклонов, и вместе с тем поститься. Женщины или девицы должны были отрезать себе косы, опоясаться ремнем, обручиться кольцом, девицы — в знак всегдашнего безбрачия, замужние — в знак оставления супружества, старые — в знак того, что они не будут даже говорить с мужчинами, не принадлежащими к их обществу. Им запрещалось есть мясо, ходить на народные гульбища и участвовать в чем бы ни было светском. Письменного изложения учения Серафима нет. По сведениям, собранным при розысках, оно состояло в следующем: истинного христианства в настоящее время нет нигде; в мире теперь смрад и духота от нечестия людей; скоро наступит второе пришествие Христово; антихрист уже живет в мире и ему покорились все благородные и ученые люди. Серафим учил, что он есть Илия, а келейник его Андрей Никифоров — Енох, которым свыше назначено составить избранное стадо из всех христиан и приготовить его к достойному сретению Небесного Судии; после разного рода мучений им отрубят головы и трупы их дадут на съедение хищным зверям, но после их смерти мучения грешников в аду по их теплым молитвам кончатся. "Я создал мир страданиями, а ты кончи его ими", — будто бы сказал Господь Серафиму. Ученики Серафима уже не раз назначали и день второго пришествия Христова, приготовлялись к нему переменою одежды, взаимным прощаньем, получением благословения от "больших матушек" и отпущения грехов. Проходил благополучно назначенный день — и матушки говорили: "это случилось по нашим молитвам, чтобы иметь время убедить прочих к единомыслию с нами". Устрашая других явлением антихриста, С. утешают себя тем, что он не может к ним приступить, потому что у них нет грехов и есть оружие против него — восковые разноцветные свечи и сухие березовые ветки. При приближении антихриста к избранному стаду свечи мгновенно сами собою загорятся и сухие ветки распустятся. Видя такие чудеса, антихрист не посмеет даже и говорить с ними. Последователи Серафима в воскресные и праздничные дни посещают православные храмы, поют на клиросе, исповедуются и приобщаются св.
таин. При всем том они говорят, что священникам не нужно верить, потому что они врата адова и что в них ересь. У С. есть и свои особые молельни, в которые они обыкновенно собираются по ночам, накануне праздничных дней, и оттуда приходят прямо в приходскую церковь к утрени. Во время своих собраний они читают акафисты, поют разные духовные песни, употребляя при этом разные музыкальные инструменты, чтобы, как они говорят, перенестись мыслью к Богу, приобщаются просфорою, разделяя ее на мелкие части и влагая их в чашу, наполненную красным вином. Духовные песни, употребляемые учениками С., — не одни песни церковные, но и другие, вновь составленные стихотворным размером и проникнутые мрачным настроением. Печален и внешний вид С., особенно женщин: они обыкновенно покрываются темными платками, одеваются в такие же платья и верхние одежды. Все С. употребляют четки. Следы мрачного настроения остаются даже у тех из них, которые сознали свое заблуждение и снова обратились к православной церкви. Ср. А. Князев, "Серафимовичи и Серафимовны, или избранные братия и сестры" ("Духовная беседа", 1874, №№ 34, 35 и 36); Ф. Ч—н, "Секта С." ("Церковный вестник", 1889, № 32).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.