Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - серапион епископ тмуитский
Серапион епископ тмуитский
один из замечательных литературных деятелей начала IV в. Сведения о личности С. весьма скудны, несмотря на то, что западная церковь очень рано причислила его к лику святых. Около 282 г. С. был назначен начальником огласительного Александрийского училища. Во время арианских смут С. оставил эту должность и удалился в пустыню, чтобы вести созерцательную иноческую жизнь, преимущества которой он красноречиво описал в "Письме к монахам" (Έιστολη πρός μοναζοντας). Слава аскетических подвигов привлекала к нему целые толпы любителей отшельничества. В короткое время сгруппировалась около С. монашеская община в 10000 чел. Св. Антоний находился в "искренней дружбе" с С., поверял ему свои видения и, умирая, оставил ему свою милоть, a С. составил житие Антония, известное пока только в славянском переводе. От С. сохранилось также известное только на коптском языке житие св. Макария Вел. Составленные им "Монашеские правила" (Regula ad monachos) дошли до нас в латинском переводе. Когда в 326 г. св. Афанасий вступил на александрийскую кафедру, он скоро вызвал из пустыни своего "друга и товарища" С. и рукоположил его во епископа города Тмуита (в Нижнем Египте). С. был в числе тех ста египетских епископов, которые подписались под оправдательным в защиту св. Афанасия посланием ко всем православным епископам, и выступил горячим его сторонником и пред собором Сардикийским в 347 г. В 355 г. С. от лица египетских православных епископов отправился ходатайствовать за св. Афанасия к имп. Констанцию и этим навлек на себя гнев императора, по приказанию которого подвергся ссылке. Из места ссылки, как полагают, С. написал письмо к епископу Евдоксию, в котором говорит о прочности и непоколебимости церкви Христовой среди тяжких гонений и испытаний. Вскоре С. получил возможность возвратиться в Египет, на прежнюю кафедру. Год кончины С. неизвестен; одни полагают, что С. скончался ранее Селевкийского собора 359 г.; другие относят его смерть к 366 г. Кроме названных сочинений, блаж. Иероним приписывает С. "Книгу против манихеев", "Книгу о надписаниях псалмов" и "Полезные послания к разным лицам". "Книга против манихеев" (Liber adversus manicheos) состоит из XXVII глав и впервые стала известна ученому миру в извлечениях некоего Сикста Синенского. Полный латинский перевод ее, сделанный в XVI в. Франциском Туррианом, напечатан в первый раз Генр. Канизием в V томе его "Antiquae lectiones". Греческий текст "Книги против манихеев" в первый раз был напечатан по неисправному голштинскому кодексу гамбургской библиотеки Баснажем в "Thesaurus Canisianus", потом Годландом в "Veter. patr. bibliothec." и, наконец, Минем в "Patrol. curs. complet." (т. XL). О выдающихся достоинствах "Книги против манихеев" С., кроме блаж. Иеронима, говорят св. Епифаний в своем сочин. "О ересях" и патр. констант. Фотий, поставивший ее автора наряду с Титом Бострийским. "Книга о надписании псалмов" до нас не дошла, но труды С. по изучению Св. Писания, преимущественно книг Ветхого Завета, не подлежат ни малейшему сомнению. Архиеп. Филарет Черниговский указывает толкования С. в своде толкований на осмокнижие по рукописям библиотек тирской (№ 50), венской (№ 7) и венецианской св. Марка (№ 15). Проф. Дмитриевскому известны толкования С.
в своде на пятокнижие Моисея по рукописям библиотек ватиканской (№№ 746, 47 и 48), венской (№ 4) и патмосской (№ 216). О третьем сочин. С., "Полезные послания к разным лицам", мы ничего не знаем, если не включать в их число вышеупомянутых писем С. к епископу Евдоксию и к монахам. Христианская древность считала С. весьма плодовитым писателем с глубоким богословским умом и обширною для своего времени эрудицией.
Проф. Дмитриевский нашел в пергаментной рукописи Х — XI в., принадлежащей библиотеке лавры св. Афанасия на Афоне, сочинение С. литургического, или церковно-богослужебного, характера. Сочинение это, которое проф. Дмитриевский называет Евхологием, важно как по личности автора его, жившего до великих литургистов Востока — Василия Вел. и Иоанна Златоустого, так и по полноте состава или объема, во многом напоминающего VIII книгу "Постановлений апостольских". За древность "Евхология" говорит и простота состава чинов, и несложность обрядовых действий. См. архиеп. Черниг. Филарет, "Историческое учение об отцах церкви" (т. II, СПб., 1882); А. Дмитриевский, "Евхологион IV века Сарапиона, еписк. Тмуитского" ("Труды Киевской дух. академии", 1894, февраль).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое серапион епископ тмуитский
Значение слова серапион епископ тмуитский
Что означает серапион епископ тмуитский
Толкование слова серапион епископ тмуитский
Определение термина серапион епископ тмуитский
serapion episkop tmuitskiy это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):