Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - шаден иоанн матиас
Шаден иоанн матиас
— профессор московского университета, ректор обеих университетских гимназий. Родился в Пресбурге (год рождения не известен) и первоначальное образование получил в гимназии этого города. В 1752 г. поступил в тюбингенский университет. Получив степень доктора философии, Ш. в 1756 г. был вызван в только что открытый московский университет, на должность ректора над гимназиями, причем философский факультет тюбингенского университета засвидетельствовал о его "добропорядочном житии и превосходном знании". Прибывши в Москву в том же году, Ш. 26 июня вступил в исправление ректорской должности и произнес речь "De gymnasiis in Moscovia rite aperiundis". В ноябре Ш. составил план учения в гимназиях московского университета, измененный впоследствии профессором Шварцем, а в декабре того года произнес на гимназическом акте речь "О средстве, каким образом наукам обучать и обучаться". В следующем году, при переходе гимназистов в университет, он произнес речь "Об обыкновении древних в раздавании награждений". Преподавал Ш. в гимназии, как видно из расписания на 1757 г., "риторику, также пиитику, мифологию, руководство к чтению писателей классических, состояние военное, политическое и житие академическое, весь курс философии кратко. При том и тех по возможности удовольствует, которые высших и лучших желают наук, как-то: греческого языка, древностей римских и греческих. А есть ли найдутся, которые восточным языкам еврейскому и халдейскому учиться и оных древности рассмотреть пожелают, то он им не только в филологию руководство тех восточных языков, но и особенное наставление в языках еврейском и халдейском преподаст". Риторику Ш. преподавал на основании руководства Фоссия, а в философии руководился взглядами Вольфа и Баумейстера. Как видно из воспоминаний Фонвизина, Карамзина, М. Н. Муравьева и др. учеников университетской гимназии, Ш., "являвший истину без покрова", имел огромное нравственное и интеллектуальное влияние на молодежь. Нравственное воздействие оказывал Ш. в особенности на воспитанников своего пансиона. В своих лекциях нравоучения, как говорит Карамзин, Ш. следовал Геллерту и действовал "не только доказательствами разума, но и побуждениями сердца, голосом внутреннего чувства и совести, примерами и картинами". Преподавая в гимназии и пансионе, Ш. читал курс и в университете, где в 1757 г. учил "греческому языку, показывал также греческие и римские древности и введение в свободные науки, и охотникам — нумизматику и геральдику и другие к тому принадлежности". В 1764-65 гг. он читал курсы логики, метафизики и эстетики, а с 1772 г., сложив с себя звание ректора обеих гимназий, принял кафедру практической философии, которую и читал вместе с этикой до 1796 г. по Винклеру, Эрнести, Федеру и Якобу; кроме того, он читал на юридическом факультете народное право, политику, право естественное, всеобщее государственное право по Баттелю, Бильфельду, Ахенвалю. Курсы Ш. не были написаны, и от него остались только речи, произносившиеся в разных торжественных случаях: "De anima legum" (1767); "Oratio solemnis de eo, quod justum est in jure Principis, circa educationem civium, scientiarum, artiumque studia" (1770); "De eo, quod naturaliter justum est, in jure parentum circa educationem liberorum" (1773); "Oratio de Monarchiis amori Patriae excitando et fovendo maxime aptis ac eodem praecipua in iis legum anima" (1775); "Panegyricus de Catharina Magna Legislatorum prima omnium, Legislationem suam, sapienti ac divino prorsus consilio, conscientiae, foro ei peculiari consecrato, directe inaedificanti" (1779); "Оrаtiо solemnis de ingenuae juventutis educatione, gloriae nationum duratae fundamento praecipuo et pulchro, in Monarchiis maxime" (1781); "Quaeritur, quid statuendum de luxu est, ne in hominibus, civitatibus, Monarchiis maxime proficiens, vel et si hoc, vel noxius quatenus sit, quomodo vis ejus noxia debilitanda ac frangenda" (1793). В этих речах обнаруживается высокогуманное настроение профессора, видна большая его эрудиция, хотя местами их недостатком следует признать какой-то сентиментальный пиетизм. В 1797 г. Ш. намеревался познакомить студентов с критической философией Канта и объявил уже курс, но 28 августа этого года он скончался.
См. Тихонравов, "Сочинения" (т. III; то же "Биографический Словарь профессоров Московского университета"); Сиповский, "H. M. Карамзин" (СПб., 1899).
А. Бороздин.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое шаден иоанн матиас
Значение слова шаден иоанн матиас
Что означает шаден иоанн матиас
Толкование слова шаден иоанн матиас
Определение термина шаден иоанн матиас
shaden ioann matias это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):