Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - шадов
Шадов
(Schadow) фамилия трех немецких художников.
1) Иоганн-Готтфрид Ш. (1764-1850) скульптор, сын бедного берлинского портного, учился ваянию сперва у одного неважного художника, а потом у работавшего тогда в Берлине талантливого нидерландского мастера Тассарта, который в своих статуях Зейдлица и Кейта, стоящих ныне на Вильгельмовской площади в Берлине, один из первых решился представить исторические лица в современных им костюмах, что впоследствии принял себе за правило и Ш. Ранняя женитьба на девушке, обеспеченной некоторыми денежными средствами, дала ему возможность отправиться в 1785 г. в Рим. Здесь он сблизился со скульпторами Триппелем и Зергелем, совершенствовался изучением антиков и вылепил группу "Персей и Андромеда", за которую была присуждена премия на конкурсе ди Балестра. В 1788 г. он возвратился в Берлин, получил титул придворного скульптора и был назначен секретарем королевской академии художеств на место умершего Тассарта. В 1790 г. появилось его первое монументальное произведение надгробный памятник мальчика, сына графа фон дер Марка, сочиненный еще со значительной примесью языческой аллегории (находится в берлинской церкви св. Доротеи). Вскоре после того была изваяна им мраморная статуя Фридриха Великого для Штеттина, в которой он выказал себя уже более свободным от париковско-античного стиля, господствовавшего тогда в немецкой скульптуре. Еще более реалистичный характер получили мраморные статуи генерала Цитена и принца Леопольда Дессауского, исполненные Ш. для постановки на Вильгельмовской площади в Берлине и впоследствии замененные на ней бронзовыми копиями работы Кисса. В 1795 г. Ш. вылепил квадригу, украшающую собой (в воспроизведении из гнутой листовой меди) Бранденбургские ворота в Берлине, и их метопы. Следовавшие за тем работы Ш. были преимущественно портретного рода и в них еще сильнее, чем прежде, отражалось его стремление к реалистичности, приводившее, однако, художника не всегда к вполне удовлетворительным результатам. Важнейшие из этих работ мраморная группа королевы Луизы и королевы Ганноверской, памятники Тауенцина в Бреславле, графа Арнима в Боиценбурге, принца Александра прусского и графа Гольма в Силезии, бюсты Гуфеланда, Грауна, Себастьяна Баха и Лессинга. Всего ярче талант и направление Ш. выразились в монументе Лютера, воздвигнутом в Виттенберге в 1821 г. В памятнике Блюхеру, исполненном для Ростока (в 1819 г.), Ш. вернулся почему-то к своей первоначальной античной манере. Сверх вышеупомянутых, из работ этого мастера заслуживают внимания прелестная "Спящая нимфа" и бюсты Карла Великого, Генриха Птицелова, Генриха Льва, Рудольфа Габсбургского, Канта, Клопштока и Галлера, находящиеся в регенсбургской "Валгалле". В 1805 г. Ш. был сделан ректором и с 1816 г. директором берлинской академии. Им написаны и изданы: "Учение о костях, мускулах, пропорциях и ракурсах" (1830); "Поликлет, или Об измерениях человеческого тела" (1833); "Народные физиономии" (1834-35); "Художественные памятники и художественные воззрения" (1849) и некоторые другие весьма полезные в свое время труды.
2) Рудольф Ш. (1786-1822) сын предыдущего, также скульптор; получив художественное образование под руководством своего отца, в 1810 г. был отправлен за счет прусского правительства для дальнейшего усовершенствования в Рим, где пользовался советами Торвальдсена и Кановы. Исполненная под их влиянием статуя: "Парис, задумавшийся над тем, которой из трех богинь отдать золотое яблоко", своей красотой, грациозностью и мягкостью лепки обратила на молодого скульптора внимание любителей искусства. Еще больший успех имели следовавшие за этим первым самостоятельным произведением Ш. его "Нимфа, надевающая себе на ноги сандалии" и парная с этой статуей "Пряха"; обе они так понравились римской публике и приезжим в Италию знатным туристам, что художнику пришлось повторить их несколько раз. То же самое было и с изваянной им после того группой: "Девушка с голубями, увенчиваемая Амуром". По окончании срока своего пенсионерства, Ш. остался навсегда в Риме, будучи завален множеством заказов и занимая одно из самых видных мест среди художников, поселившихся в Вечном городе. Из его мастерской, кроме указанных выше скульптур, вышли прекрасные статуи св. Иоанна Крестителя, "Мадонна с Младенцем на руках", Дианы, Бахуса, "Танцовщица", "Дискобол", барельефы, украшающие надгробные памятники маркизу Лендсдоуну и герцогу Девонширскому, колоссальная группа "Ахиллес с трупом Пенфезилеи", оконченная после смерти Ш. Эмилем Вольфом, и проч.
3) Фридрих-Вильгельм фон Ш. (1789-1862) брат предыдущего, знаменитый живописец, ученик сперва своего отца и Ф.-Г. Вейтша, а потом Ширмера. Прослужив два года (1806-1807) в солдатах, он в 1810 г. отправился в Рим, примкнул там к группе "назареев" (см.), пристрастился к религиозной живописи и в 1814 г. перешел из лютеранства в католичество. Будучи менее способен к большим и многосложным композициям, чем к изяществу рисунка и тщательности исполнения, он писал преимущественно станковые картины масляными красками, и его фрески в вилле Бартольди, "Дети Иакова приносят ему окровавленную одежду Иосифа" и "Иосиф, толкующий сны виночерпию и хлебодару", вышли уступающими исполненным другими художниками, трудившимися в той же вилле. Кроме этих фресок, из-под кисти Ш. вышло в Риме несколько прекрасных портретов и картин, в том числе "Царица небес", написанная для г-жи Гумбольдт, и "Св. Семейство", для баварского короля Людвига I. В 1819 г. Ш. был приглашен в Берлин на должность профессора тамошней академии художеств. Здесь вскоре он прославился как первоклассный живописец и отличный преподаватель, успевший собрать вокруг себя толпу талантливых учеников. Некоторые из них (Ю. Гюбнер, Т. Гильдебрандт, К. Зон и К. Ф. Лессинг) последовали за ним в Дюссельдорф, когда он, в 1826 г., получил должность директора тамошней академии, сделавшуюся вакантной после смерти Корнелиуса. Труды Ш. по улучшению преподавания в этой академии и вообще по ее преобразованию увенчались успехом, но с течением времени взгляды молодого поколения художников на задачи искусства изменились; направление, которого он держался и проводил в своей школе, перестало удовлетворять большинство критиков, и на заслуженного живописца посыпались с разных сторон нападки, причинившие ему много огорчений. Несмотря на то, он не покидал поста директора дюссельдорфской академии и только в 1859 г., после того как нервный удар расстроил его здоровье, вышел в отставку.
Картины Ш. очень многочисленны. Он является в них искусным рисовальщиком, идеализирующим натуру, приятным колористом, отличающимся не столько естественностью и силой тонов, сколько их гармоничностью, старательным техником, отделывающим работу до конца во всех ее подробностях; но в его композициях больше обдуманности, чем одушевления, больше ума, чем теплого чувства, и они нередко отзываются старинными рутинно-условными приемами. Наиболее известные произведения этого художника "Поклонение волхвов" (в гарнизонной церкви в Потсдаме), "Вакханалия" (в берлинском драматическом театре), "Четыре евангелиста" (в Вердеровской церкви, в Берлине), "Христос на Елеонской горе" (в церкви св. Марка, в Ганновере), "Mater dolorosa" (в церкви Дюльмена, в Вестфалии), "Разумные и неразумные девы" (в Штеделевском институте во Франкфурте-на-Майне), "Гетевская Миньона", "Небесная и земная любовь", "Благочестие и Тщеславие" (у графа Фюрстенберга) и "Рай, Чистилище и Ад" (последняя работа художника, оканчивая которую он ослеп от темной воды). Ш. прекрасно писал также портреты.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907