Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - шуман роберт александр
Шуман роберт александр
(Schumаnn) — знаменитый германский композитор; род. 8 июня (27 мая) 1810 г. в саксонском городе Цвикау, умер 29 (17) июля 1856 г. Композиторский дар проявился в Ш. очень рано. Его импровизации, его дирижирование маленьким оркестром товарищей по гимназии, когда ему было 12 лет, указывали на то, что в нем таится истинное музыкальное дарование. Хотя он по желанию матери и поступил в Лейпцигский ун-т, но занятия юридическими науками не особенно удачно подвигались вперед, так как Лейпциг — этот музыкальный центр Германии — давал много пищи его музыкальной натуре. К этому времени, т. е. к 1828—29 гг., относится изучение им игры на фортепиано у Фридриха Вика. Ш. перешел в Гейдельбергский университет в надежде, что в этом городе, далеко не столь богатом музыкой, он найдет больше времени для университетских занятий; но и тут его стремлениe к музыке не ослабело. Знакомство с профессором гейдельбергского университета — большим знатоком музыки, советовавшим Ш. обратить внимание на свой талант, а также письмо Вика к матери Ш., убеждавшего ее согласиться на перемену карьеры сына, вызвали решительный поворот в деятельности Ш.: в 1830 г., переселившись в Лейпциг, он окончательно посвятил себя музыке. Сначала он занялся игрой на фортепиано, но упорная работа над развитием пальцев привела к анемии правой руки, вследствие чего он обратился к композиции. Занятия у теоретика Дорна до 1832 г., изучение сочинений Баха, обширное знакомство с музыкальной литературой, чему немало способствовали многочисленные концерты в Лейпциге, быстро развили музыкально восприимчивую натуру Ш., и уже в 1833 г. он выступил с ор. 7, impromptu op. 5 и др., которые впоследствии стали в ряд его знаменитых сочинений. В 1834 г. он предпринял издание газеты "Neue Zeitschrift für Musik", восстававшей против рутины и музыкального застоя, с энергией и убеждением пропагандировавшей все талантливое. На столбцах этой газеты Мендельсон, Берлиоз, Шопен, Лист, Гиллер, Гаде, Брамс нашли достойную оценку своих дарований. Журнальная деятельность Ш. продолжалась до 1844 г. В 1854 г. статьи его о музыке и музыкантах вышли отдельным изданием ("Gresammelte Schriften über Musik und Musiker", нов. изд., Лпц., 1875). В 1834—35 гг. Ш. закончил свои бессмертные произведения для фортепиано — симфонические этюды ор. 13 и карнавал ор. 9. Позднее им были написаны: сонаты g-moll и f-moll, гениальнейшая фантазия c-dur, ор. 17, "Davidsbü ndlertänze" о р. 6. "Kinderscenen" op. 15, "Крейслериана", "Faschingschwank" op. 26 и пр. Наплыв творческой силы в 1836—39 гг. был у Ш. так велик, что, по его собственным словам, он "мог бы сочинять все дальше, дальше без конца". Особого распространения сочинения Ш. в то время не имели; им сочувствовали только такие знатоки, как Мошелес, Лист и отчасти Мендельсон. Страстно желая жениться на дочери Вика Кларе, Ш. стал заботиться об увеличении своих материальных средств. С этой целью он намеревался перевести свою газету в Вену, рассчитывая на больший круг читателей. Поездка в Вену не увенчалась успехом, но благодаря ей Ш. познакомился с неизданными сочинениями покойного Шуберта, содействовал изданию многих из них и ознакомил публику с симфонией Шуберта c-dur, которая после первого ее исполнения в Лейпциге под управлением Мендельсона вскоре обошла весь музыкальный мир. С женитьбой Ш. на Кларе Вик в 1840 г. совпадает поворот его деятельности в сторону вокальной музыки. Более ста песен, из которых очень многие составляют перлы творчества Ш., были написаны в течение одного года, в том числе знаменитый цикл песен "Dichterliebe". В 1841 г. Ш. написал свою первую симфонию и начал вторую — d-moll (впоследствии вышедшую под названием четвертой). В том же году написаны им симфониетта (увертюра, скерцо и финал) и фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии составившая первую часть знаменитого фортепианного концерта a-moll. В 1842 г. Ш. обратился к камерной музыке: в один месяц он написал три квартета, посвященные Мендельсону, затем квинтет для фортепиано и струнных, посвященный Кларе, квартет для фортепиано и струнных и трио. В 1843 г. Ш. перешел к новому для него роду сочинения: он написал обширную кантату "Рай и Пери" на слова Томаса Мура, принятую как в Лейпциге, так и Дрездене с энтузиазмом. В том же году Ш. начал сочинение музыки к "Фаусту" Гете, но нервная болезнь от усидчивого труда помешала дальнейшей работе. Журнальная деятельность тоже была им оставлена. Путешествие в Россию, куда Ш. сопровождал свою жену, имело благодетельное влияние на его здоровье. Хотя у Виельгорского была исполнена первая симфония Ш., но особого значения в смысле успеха композиций Ш. его поездка по России не имела. В 1845 г. Ш. принялся за контрапунктические сочинения, написав шесть фуг ор. 60 на темы b, а, с, h, четыре фуги ор. 72, каноны; затем он докончил фортепианный концерт a-moll и сочинил вторую симфонию c-dur. В 1847—48 гг. он написал оперу "Геновефа", в 1850 г. данную в первый раз в Лейпциге, без выдающегося успеха, хотя знатоки, как, напр., Шпор, отнеслись к ней с большим уважением. Окончив оперу, Ш. с увлечением принялся за сочинение музыки к "Манфреду" Байрона, окончил музыку к "Фаусту" Гете, написал цикл "Bilder aus Osten" в четыре руки. Музыка к "Фаусту" была исполнена одновременно в Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 г., в сотую годовщину дня рождения Гете. С 1850 г. начинается капельмейстерская деятельность Ш. в Дюссельдорфе, которая с каждым месяцем становилась тягостнее для Ш., хотя Дюссельдорф и представлял прекрасную арену для успешной пропаганды его сочинений. Ко времени пребывания Ш. в этом городе относятся: третья симфония es-dur (написанная в один месяц), увертюры "Мессинская невеста", "Герман и Доротея" и "Юлий Цезарь", легенда "Странствование Розы" (1851), месса, реквием (1852), концерт для виолончели с оркестром, трио g-moll для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты для фортепиано и скрипки, торжественная увертюра к "Фаусту", фантазия для скрипки и оркестра и пр. (1853). К 1852 г. имя Ш. настолько уже стало популярным, что в Лейпциге целая неделя была посвящена исполнению его произведений, но эта "шумановская неделя" имела лишь успех средний. Зато в следующем году успех концертов из сочинений Ш. в Голландии превзошел все ожидания. Ш. всегда отличался сдержанностью, молчаливостью, преобладанием мрачного настроения. Иногда его преследовали галлюцинации, во время которых ему как бы являлись Шуберт и Мендельсон, диктовавшие ему тему. В 1852 г. появились первые признаки душевной его болезни, скоро достигшей полного развития. Помещенный в 1854 г. в санаторий близ Бонна, Ш. скончался через два года. В 1880 г. на сумму, полученную с трех концертов, был поставлен памятник Ш. на его могиле в Бонне. — Композиторская деятельность Ш. продолжалась 24 года (1830—53). Первые 10 лет были посвящены преимущественно фортепианным произведениям, в которых Ш. сказал новое слово. Удивительное слияние самобытности с красотой, без всякой примеси деланности, широкий полет фантазии романтика-идеалиста — все это придает фортепианной литературе Ш. особенное значение. Даже в технической стороне фортепианных произведений Ш., даже в пассажах видны изобретательность и самостоятельность. Как богатый и своеобразный гармонист, как мелодист, полный необычайной прелести, выразительности и широты, Ш. стоит на большой художественной высоте. В его сочинениях чувствуется национальная струя. К наиболее гениальным произведениям Ш., отличающимся богатым музыкальным содержанием и новизной фактуры, принадлежат, в особенности, фантазия с-dur, карнавал и симфонические этюды, а также фортепианный концерт а-mоll с оркестром. От фортепианной литературы Ш. перешел к вокальной. На его романсах и песнях лежит печать глубокой выразительности. В этой области Ш. выдвигал не только музыкальную сторону, но и поэтическую, сливаясь вполне с текстом, обращая внимание на малейшие его детали. Он, так сказать, не перекладывал стихотворения на музыку, но воспроизводил их в звуках. Аккомпанементу Ш. придавал особое значение и ставил его в органическую связь с вокальным текстом: это — скорее фортепианная партия. Для своих романсов и песен Ш. пользовался стихами Кернера, Рюккерта, Гете, Эйхендорфа, Гейбеля, Байрона, всегда выказывая тонкий вкус в выборе текста. Наиболее близок к лирическому дару Ш. был Гейне, стихотворения которого в особенности вдохновляли Ш. В области симфонии, за которую Ш. взялся после романсов, он не стал мировым композитором; тем не менее, его симфонии заняли очень видное место в музыкальной литературе, несмотря на далеко не виртуозную, хотя местами и своеобразную инструментовку, несмотря на формы, не являющиеся в большинстве случаев новым словом в искусстве. Сила симфоний Ш. заключается в богатстве и свежести музыки, полной чудных картин и образов. Среди четырех симфоний первое место занимает третья — es-dur, так называемая "Рейнская". Обаятельна симфония b-dur, которую сам Ш. хотел назвать весенней симфонией. Четвертая симфония, помимо своих высоко музыкальных качеств, выделяется оригинальностью формы, связанной с тематизмом. Из увертюр крупнейшие — к "Манфреду" и "Геновефе". В камерной музыке и в концертной Ш. дал замечательные образцы, способные вызывать восторг и достойные глубокого изучения по совершенству фактуры. Творчество его с особенной силой сказалось в квартете и квинтете для фортепиано и струнных. Оперная форма не далась Ш. вполне: его опера "Геновефа" редко появляется на сцене. Кантата, не требующая сценических условных приемов, более подходила к натуре Ш.: его "Рай и Пери" — одно из капитальнейших вокальных его произведений. Столь же замечательна и музыка к "Манфреду" Байрона и "Фаусту" Гете. В духовной музыке Ш. (мотет, месса, реквием) скорее чувствуется обаятельный лирик, чем истинно духовный композитор. Деятельность Ш. охватывает почти все области музыкального искусства. Если вспомнить, сколько духовной силы вложил Ш. в свои произведения, сколько он перечувствовал, передумал, испытал волнений, создавая чудные музыкальные образы, то станет понятным ранний конец его творчества. Ш. умер 46 лет, в том возрасте, когда многие другие художники только входят в более широкую область деятельности. См. Wasielewski, "Robert Schumann" (Бонн, 1880); A. Reiszmann, "Robert Schumann, sein Leben und seine Werke" (Б., 1879); P. Spitta, "Ein Lebensbild Robert Schumann's" (Лпц., 1882); П. Трифонов, "Роберт Шуман" (СПб., 1885); Амброз, "Жизнь и произведения Роберта Шумана" (русский перев. в журн. "Искусство", СПб., 1860); А. Волховская, "Роберт и Клара Шуман" (СПб., 1899).
Н. С.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое шуман роберт александр
Значение слова шуман роберт александр
Что означает шуман роберт александр
Толкование слова шуман роберт александр
Определение термина шуман роберт александр
shuman robert aleksandr это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):