Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - шумский сергей васильевич
Шумский сергей васильевич
талантливейшей артист московской сцены. Род. в семье московского мещанина Чеснокова в 1821 г. и ребенком поступил в театральное училище, где обратил на себя внимание осмысленной игрой в роли актера Шумского (водев. Хмельницкого: “Первый дебют актрисы Троепольской”). Директор Кокошкин оставил за ним эту фамилию. Выпущенный из училища в 1848 г., Ш. играл незначительные роли, совершенствуясь под руководством Щепкина. Недолго пробыв в Одессе, где ему были поручены более видные роли, он вернулся в Москву и быстро выдвинулся вперед, заняв после исполнения в “Женитьбе” и “Ревизоре” ролей Кочкарева и Хлестакова одно из первых мест в труппе. С каждым годом он все больше имел успех в ролях фатов, повес, комических старичков, водевильных персонажей с переодеваниями и создавал настоящие типы в пьесах Тургенева, в “Свадьбе Кречинского”, в “Карьере” Королева, в “Приемыше” кн. Кугушева, в драмах и комедиях А. А. Потехина, в пьесах Мольера. В середине 50-х годов, гастролируя в Петербурге, он занимал амплуа Сосницкого, Мартынова, Самойлова и, кроме Мартынова, не уступал никому пальму первенства. По словам авторитетного театрала, “нельзя себе представить ничего уморительнее и оригинальнее созданного Ш. типа старого пройдохи, гоняющегося за приданым” в комедии “Невесте сорок лет, приданого — сто тысяч”. Самыми оригинальными “созданиями” Ш. были роли в пьесах Островского: Добротворского (“Бедная невеста”), Оброшенова (“Шутники”), Несчастливцева (“Лес”), роль Чацкого в “Горе от ума”, Скапена в Мольеровской комедии. Игра Ш. была ровная, тонкая, умная, с блестящей отделкой художественных деталей; во всех ролях выливалась его художественная натура. Умер 7 февр. 1878 г.
П. Быков.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907