Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - сириус
Сириус
самая яркая звезда всего небесного свода, находится в созвездии Большого Пса (α Canis majoris); видна у нас зимой на юге. Название произошло от греч. σειριος — знойный, сверкающий. Этот эпитет прилагался иногда к солнцу или даже ко всем ярким звездам. В древности С. назывался "собака" — κύων, canicula; название это впоследствии перешло ко всему созвездию. Вследствие исключительной яркости С. с ним связаны многие легенды и обычаи различных народов: так, у римлян праздники Robigalia, Floralia и Vinalia имели соотношение с появлением Сириуса. В Ведах Сириус назван вождем звезд, древние персы называли его стрелой, народности Океании — орлом, небесной межой, китайцы — небесным волком. Первое утреннее появление С. после того, как он выходит из лучей солнца — гелический восход С. — наступал в древности перед разгаром лета. Отсюда произошло название Dies Caniculares — каникулы. С. и его гелический восход играли выдающуюся роль в астрономии и культе Древнего Египта. За 3000 лет до Р. Хр. гелический восход С. совпадал с летним солнцестоянием и началом разлития Нила. Впоследствии, благодаря влиянию прецессии (см.), он запаздывал более и более, но египтяне продолжали сопоставлять все три явления: так, на Дендерском зодиаке рядом с изображением С. помещена богиня с урнами — символ наводнения. С. был посвящен Изиде и наз. Sopti, что греками искажено в Sothis. Многие храмы Египта были ориентированы на точку восхода С. С гелическим восходом С. связан пресловутый софический, или собачий, период в 1460 лет. Календарь египтян был основан на "подвижном" годе в 365 дней (почти на ¼ суток меньше истинного), поэтому гелический восход С. переступал по числам подвижного года. Каждые 4 года накапливался один день разницы, а через 1460 лет С. появлялся снова в тот же календарный день. За начало софического периода принимались года, когда С. восходил гелически 1 числа месяца Тота (1 день египетского года). Нет сомнения, что софический период, подобно большинству периодов древних, найден а posteriori, когда уже употреблялся юлианский календарь; мнение позднейших писателей, что период этот играл большую роль в хронологии самих египтян, не имеет никакого основания. Историки и астрономы, жившие до Р. Хр., ни разу не упоминают про него. По-видимому, египтяне лишь отмечали особыми празднествами года совпадения 1 Тота с гелическим восходом С. Точное вычисление, принимая влияние прецессии, дает для Мемфиса года 4236, 2776, 1318 до Р. Хр. и 139 по Р. Хр. Последний приведен у Цензорина. Иногда софический период смешивали с так наз. периодом Феникса. С. — одна из ближайших к нам звезд, его параллакс = 0",40. Яркость С. в 9 ½ раз больше яркости нормальной звезды первой величины и в фотометрической шкале обозначается отрицательной величиной (—1,43). Свет С. совершенно белый. Спектр С. служит типом для многих звезд: он содержит крайне размытые темные линии водорода и несколько очень слабых и тонких металлических линий; сильно развита ультрафиолетовая часть спектра. Вероятно, С. окружен громадной атмосферой, богатой водородом. В 1834 г. Бессель подметил в собственном движении С. периодические неправильности, а в 1844 он объявил, что эти неправильности можно объяснить присутствием невидимого нам спутника С. Вывод Бесселя вполне подтвердился в 1862 г., когда Альван-Кларк открыл звездочку 8 ½ величины в расстоянии 10" от С. Этот спутник приблизился в 1890 г. настолько к С., что перестал быть видим; вновь вышел из лучей С. в 1896 г. Период его обращения 51 год. Масса спутника около 1/8 массы С.; яркость же его только 1/10000 С. До сих пор принималось на основании различных эпитетов, данных С. древними писателями, что прежде он был красным, и потому С. приводился как пример звезды, изменившей цвет; недавно Скиапарелли опроверг это мнение.
В. С.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907