Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - сирпула
Сирпула
(Ширпурла), или Лагаш — древнейший центр Южной Вавилонии, памятники которого открываются начиная с 1878 г. на вост. берегу Шатт-эль-Хай и хранятся главным образом в Париже (Лувр) и Константинополе. Город тянулся на большое пространство и не имел стен; убежищами служили храмы богов-покровителей кварталов: Нингирсу, Нины, Гасигдуги. Впоследствии выступает еще более сложный пантеон. Надписи и памятники искусства найдены от разных эпох; древнейшие восходят в IV тысячелетие и отличаются крайне архаическим стилем; шрифт надписей обнаруживает еще близость к фигурно-иероглифическому и не может быть назван клинообразным. Надписи сохранились от многих царей, чтение имен которых не может еще считаться вполне установленным. Язык надписей — сумерийский; тип скульптурных произведений — несемитический. Древнейшие цари называют себя царями Лагаша-С., более новые, начиная с Эдингираннатума — только его "патеси", вероятно, жрецами-наместниками; они состояли под номинальным верховенством царей Ура (см.), что не мешало им быть могущественными и богатыми. Многочисленные надписи повествуют о постройке храмов и дворцов, насаждении фруктовых садов, а также о военных подвигах. В этом отношении особенно замечательна так назыв. "стела коршунов" Эдингираннатума, на которой, кроме текста, находится разбитый на несколько кусков барельеф, представляющий победу царя над соседним городом Гишбаном: царь сидит на колеснице, за ним воины, вооруженные луками и копьями; перед ним нагромождены трупы врагов; головы их уносят хищные птицы; в другом месте царь несет трупы в сетчатом мешке (ср. прор. Аввакум I, 14—17). Договор с побежденным неприятелем также сохранился, равно как и другой — о разграничении с соседним большим царством Киша, также одно время имевшим верховенство над С.; цари Киша даже оставили памятники в храмах С. Весьма много памятников дошло от царя С. Гудеа. Говоря о своих постройках, он рассказывает, что добывал для них кедры с Ливана, медь — из страны Мелухха, диорит для статуй — на кораблях из Магана, т. е. Аравии. На коленях одной из своих сидящих статуй Гудеа изобразил (древнейшей в мире) план своего дворца, с приложенным масштабом. В надписях его рассказывается о больших празднествах, сопровождавших освящение построенных им храмов, о полной амнистии преступникам и т. д. Это был настоящий царь-жрец; его заботы о культе были награждены явлением богини в сонном видении. Но он не пренебрегал и мирскими делами и повествует о победоносных столкновениях с эламо-мидийской областью Аншан. В надписях уже начинают попадаться семитизмы. В 1894 г. де Сарзэ открыл в подземных галереях С. целый архив из 30 тысяч клинописных табличек, поступивших в константинопольский музей. Результаты экспедиций издаются по выпускам в "Découvertes en Chaldée", выходящих под редакцией Henzey, которому принадлежит ряд статей по разработке этих памятников во всех книжках "Revue d'Assynologie"; здесь же работы Опперта и Taureau-Dangin по филологическому разбору надписей. Полный перевод надписей, найденных до 1892 г., — в III томе "Keilinschriftliche Bibliothek". См. ст. Sirpourla (Amiaud) в "Revue Archéol.", 1888. В классическое время Вавилона и Ассирии С. не упоминается; при Селевкидах здесь строил дворец мелкий династ Харака Радададинахис, кирпичи которого сохранились со штемпелями на греч. и арамейском языках.
Б. Т.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907