Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - смоленская икона богородицы

Смоленская икона богородицы

по преданию, написана св. евангелистом Лукой. О древности этой иконы в России сказания различны: одни говорят, что она была благословением на путь в Россию царевны Анны, супруги св. князя Владимира; другие утверждают, что император греческий Константин Порфирородный, выдавая дочь свою, царевну Анну, в 1046 г., за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее этой иконой. По этой причине икона и названа Одигитрия-путеводительница. По наследству она досталась сыну Всеволода, Владимиру Мономаху, который перенес ее в Смоленск и поставил в храме, заложенном им в 1101 г. С этого времени икона называется С. В 1398 г. Витовт благословил ею дочь свою Софию, супругу вел. князя Василия Дмитриевича, бывшую в Смоленске для свидания с отцом. София перенесла ее из Смоленска в Москву и поставила в Благовещенском соборе. В 1456 г., в княжение вел. князя Василия Васильевича Темного, смоленский епископ Мисаил и многие почетнейшие граждане, прибывшие от польского короля Казимира в Москву к вел. князю, просили его возвратить их икону в Смоленск. Вел. князь исполнил их просьбу, повелев снять с иконы список, для доставления его на место ее. Св. икону сопровождали с крестным ходом за две версты от города, до бывшего тогда в предместье Москвы Саввина монастыря. На этом месте, в 1524 г., при вел. князе Василии Иоанновиче, построен Новодевичий монастырь, в память взятия Смоленска и присоединения его к российской державе. В этом м-ре в 1525 г. поставили икону, списанную с С. Одигитрии, и 28 июля назначили празднование явлению С. иконы Божией Матери крестным ходом, который и доныне отправляется в Новодевичий м-рь. В 1666 г. смоленский архиеп. Варсонофий по царскому указу возил в Москву две С. чудотворные иконы Одигитрии для подновления потемневшей от времени живописи. Из этих икон одна (древнейшая) стоит поныне в смоленском Успенском соборе (в 1812 г. она была временно препровождена в Ярославль). Другая икона, написанная в 1602 г., находится в церкви над днепровскими воротами. В 1812 г., при оставлении нашими войсками Смоленска, она была взята артиллерийской ротой и с того времени оставалась при полках 3-й пехотной дивизии (А. П. Ермолова). Накануне Бородинской битвы икону носили по лагерю; по одержании каждой победы над неприятелем пред ней приносились благодарственные молебствии. Когда Смоленск был очищен от врагов, икона, по воле князя М. И. Кутузова, возвращена была в Смоленск и поставлена на прежнем месте. С того времени установлено 5 ноября ежегодно праздновать изгнание врагов из отечества помощью и заступлением Пресв. Богородицы.

См. архиеп. черниг. Филарет, "Жития святых, чтимых правосл. церковью" (июль, 28 число; СПб., 1892); прот. Г. С. Дебольский, "Дни богослужения православной кафолической восточной церкви (т. I, СПб., 1882); С. Снессорева, "Земная жизнь Пресв. Богородицы и описание святых чудотворных ее икон" (СПб., 1891).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое смоленская икона богородицы
Значение слова смоленская икона богородицы
Что означает смоленская икона богородицы
Толкование слова смоленская икона богородицы
Определение термина смоленская икона богородицы
smolenskaya ikona bogorodicy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины