Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - солипсизм
Солипсизм
(solus-ipse-sum) — фил. термин, обозначающий такую точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания; существование же помимо моего сознания внешнего мира и других одушевленных существ подлежит сомнению. На такую точку зрения становится Декарт, распространяя свое doûte métodique на все объекты познания, но С. у Декарта лишь методологический прием, а не конечный вывод теории познания. Декарт признает одушевление других людей, хотя и отрицает его у животных. В немецкой философской литературе в XVIII в. входит в употребление слово эгоизм, эгоист в смысле "С.", "солипсист". Пфафф в сочинении: "Oratio de Egoismo nova philosophica Haeresi" (1722) утверждает, что термин изобретен Вольфом. Кант (в "Антропологии" и в "Метафизике", изданной Пэлицом) также пользуется термином "эгоизм" для обозначения точки зрения, подвергающей сомнению реальность чужого одушевления. В новейшей философской литературе вопрос о теоретической состоятельности С. подвергается специальному исследованию в брошюре проф. А. Введенского: "О пределах и признаках одушевления", в которой автор склоняется в пользу теоретической неопровержимости точки зрения, отрицающей существование объективных признаков одушевления. Горячим противником С. выступает Фолькельт в статье: "Das Denken als Hülfvorstellungs-Thätigkeit und als Anpassungsvorgang. Beiträge zur Kennzeichnung des Positivismus" (см. "Zeitschrift für Philos. und Ph. Kritik", 1889), где он оспаривает взгляды Кейбеля. Фолькельт, наряду с термином С., употребляет в том же значении выражение эгоцентризм. Во Франции противником "эгоцентризма" выступает Фуйллье, критикуя "кантизм". Брошюра проф. Введенского вызвала возражения проф. С. Н. Трубецкого, Н. Грота, Лопатина, M. M. Филиппова и С. А. Аскольдова.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.