Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - среда день недели
Среда день недели
— средний, т. е. четвертый день недели, чему соответствует и немецкое название Mittwoch; у древних римлян назывался dies Mercurii, у германцев — Wuotanes tac (день, посвященный Вотану); отсюда современные названия С. у англичан Wednesday, у голландцев Woensdag, в Вестфалии Gauns или Godensdag; от латинского названия произошло современное французское Mer c redi. В православной церкви для С. и пятницы, как дней, посвященных воспоминанию страданий и смерти Спасителя, установлен пост. Древние христиане собирались в С. в храмы для общественного богослужения. Св. Амвросий именует С. и пятницу днями стояния (dies stationum), как назывался у первых христиан пост, соединенный с молитвой. Этот пост соблюдался столь строго, что некоторые не хотели его разрешать даже и в дни великих праздников.
Такая строгость вызвала у нас сильное волнение и послужила причиной созвания, в 1168 г., особого собора, который определил, что пост С. и пятницы должно разрешать только для праздников Рождества и Богоявления. В одном старинном слове правило о посте в С. и пятницу называется тайной спасения, свыше открытой св. Пахомию, а самые С. и пятница олицетворяются в виде двух ангелов, которые в будущей жизни встретят с радостью и проведут в рай тех людей, которые их почитают. В народной литературе С. и пятница ставятся наряду с воскресеньем и другими церковными праздниками; считается большим грехом не только нарушить в эти дни пост, но и заниматься некоторыми из домашних работ, например тканьем или пряжей холстов. В одной великорусской сказке С. олицетворяется в виде женщины, приготовляющей холст с целью удавить хозяйку, которая ее позвала на помощь. Народные поверья выделяют некоторые С.: так, в Тульской губернии в С. на первой неделе великого поста поселяне выходят к родникам или речкам и прудам прислушиваться, не шумит ли вода, не стонет ли она, и по стону, шуму или свисту стараются предугадать будущее. В С. на пятой неделе великого поста в селениях Алексинского уезда Тульской губернии устраиваются сходбища для проводов зимы: мужчины возят женщин на санях по улицам, холостые стараются свалить сани, которые возят женатые, бросают в них снежными комками и т. п. В С. на последней неделе поста в степных селениях обливают утром водой всех домашних животных для предохранения их от болезней.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.