Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - свобода мысли слова
Свобода мысли слова
— и тесно с нею связанная С. печати — один из видов С. личности (см. выше). С тех пор, как человеческая жизнь приняла характер жизни общественной, или государственной, слово, сперва только устное, потом также письменное, еще позднее — печатное, сделалось очень важным орудием человеческой деятельности, которое могло быть направлено как ко благу, так и ко вреду. Вредное или опасное влияние слова очень рано обратило на себя общее внимание, вследствие чего с глубокой древности принимаются меры для его ограничения. Слово может оказаться вредным, опасным или просто неприятным как для отдельного лица (или группы лиц), которое им затрагивается, так и для целого общества или государства. В первом случае оно является оскорблением или клеветой и дает повод для мер борьбы с этими видами преступлений — мер, в громадном большинстве случаев только карательных (см. Клевета, Обида, Диффамация). Предупредительным характером чаще отличаются меры, направленные к охране государственного или общественного строя. В этой области нужно различать: 1) меры против литературы — письменной или печатной, 2) меры против слова, произносимого публично или не публично, 3) меры против распространения идей посредством преподавания и 4) специальные меры против театральных представлений. По содержанию своему особое значение имеет слово религиозное. В древней Греции государство считало себя вправе предписывать религиозные верования и строго карать за неисполнение таких предписаний. Кары эти обыкновенно налагались по суду; так, в Афинах суд приговорил философа Анаксагора за безбожие к изгнанию, а сочинения его — к сожжению; Сократ был приговорен за безбожие к смертной казни, причем поводом к обвинению послужила не только педагогическая деятельность Сократа, т. е. совращение юношества, но и сами его религиозные воззрения, так что казнь его была наказанием не за слово только, а за саму мысль. В Афинах было возможно обвинение и осуждение человека за негражданский образ мыслей, т. е. за недостаточную привязанность к государству. Остракизм был одним из наказаний, широко применявшихся за мнения. В Спарте никто не имел права заниматься преподаванием, кроме лиц, специально для этого назначенных государством; в Афинах также существовали значительные ограничения права преподавания; одно время закон требовал специального на то разрешения властей. В тех же Афинах существовала театральная цензура, находившаяся в руках архонтов, допускавших или не допускавших пьесы на сцену. В Александрии в III в. до Р. Х. философу Гегезию было запрещено чтение публичных лекций на том основании, что, проникнутые пессимизмом, они могли побуждать слушателей к самоубийству. В Риме также существовала театральная цензура, но преподавание было здесь гораздо свободнее. В императорскую эпоху издан был целый ряд различных постановлений, запрещавших распространение или даже держание у себя на дому, под страхом наказания, тех или других книг; были запрещены, напр., все гадательные книги и книги магов. В 407 г. по Р. Х. были сожжены, по приказанию правительства, Сивиллины книги. С распространением христианства меры против мысли и слова делаются особенно решительными. Сперва запрещаются те или иные ереси, потом эти запрещения приводятся в систему и строго предписывается определенный образ мыслей в вопросах как религиозных, так и светских. Инквизиция (см.) прямо стремится, не ограничиваясь карой за слово, проникать в душу человека и в корне пресекать всякую вредную мысль, даже сомнение. Право преподавания составляет исключительную привилегию духовенства. Против литературных произведений принимаются различные меры, имеющие, однако, исключительно частный, до некоторой степени случайный характер. Так, в Швеции в XI в. по распоряжению короля Олая было сожжено множество рунических книг, чтобы облегчить введение христианства. В 1508 г. кардинал Хименес сжег, судя по некоторым указаниям, до 100 тыс. магометанских рукописей (цифра, вероятно, значительно преувеличена); в 1510 г. имп. Максимилиан предписал сжигать все еврейские книги, кроме Библии (см. Рейхлин). В систематических мерах цензурного свойства в то время еще не видели надобности; они возникают после изобретения книгопечатания, и вместе с тем появляется правильно организованная цензура, сперва (в конце ХV в.) в папских владениях, потом в других государствах Зап. Европы, в XVIII в. — и в России. Сперва цензура стремится не только предупреждать преступления, совершаемые путем печатного слова, но и внушать печати или, через посредство печати, обществу определенные, желательные с известной точки зрения идеи. Скоро, однако, печать делается такой силой, что правительствам приходится ограничиваться предупредительной ролью; попечительный период сменяется полицейским, который в XIX в. в большей части европейских государств уступает место периоду правового положения печати (см. Цензура). Предупредительные меры оказываются чрезвычайно стеснительными для печати, задерживающими умственное и общественное развитие народов и сравнительно мало полезными даже для сохранения тех или иных форм государствен. или церковного устройства. Общественное развитие выставило против этих мер идею С. мысли, слова и печати, а затем С. собраний (митингов), сходок, союзов и ассоциаций. Первым провозвестником этой идеи был Мильтон; после него в XVII и особенно в XVIII в. эта идея нашла целый ряд горячих сторонников. С тех пор С. слова и печати находит место во всех прогрессивных программах. Под С. слова разумеется, конечно, не С. неограниченная; самые горячие ее сторонники признают, что слово может быть орудием совершения преступления (подговор к преступлению, нравственное участие в нем) или даже само по себе составлять преступление (оскорбление, клевета, нарушение прав литературной собственности). Поэтому слово устное и печатное, как и всякий другой вид человеческой деятельности, должно быть подчинено законам, регулирующим пользование им, но законам точным и определенным, устраняющим усмотрение. Эти воззрения являются в настоящее время не только общепринятыми в зап.-европ. литературе (там их защищает в настоящее время даже большинство клерикальных писателей), но и общепринятыми (в различных, впрочем, степенях) в законодательствах и практике западно-европейских и американских государств (подробности см. Печать). В настоящее время в большинстве государств сохраняется только цензура театральная (см.). В ином положении находится дело в России, где С. печати на практике до сих пор еще не существует (см. Цензура).
Литературу, кроме общих соч. о С. личности (см. выше), см. при слове Печать; сверх того Фойницкий, "Моменты эволюции законодательства печати" (в сборнике "На досуге", т. 2, СПб., 1900), и Флеровский, "С. речи, терпимость и наши законы о печати" (СПб., 1869).
В. В—в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое свобода мысли слова
Значение слова свобода мысли слова
Что означает свобода мысли слова
Толкование слова свобода мысли слова
Определение термина свобода мысли слова
svoboda mysli slova это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):