Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - тамара
Тамара
знаменитая грузинская царица (1184—1213), с именем которой связан один из лучших периодов в жизни Грузии. Она происходила из династии Багратидов и была единственною дочерью Георгия III и красавицы Бурдухан, сравниваемой летописцем с Пенелопой. Воспитала ее высокообразованная тетка Русудан. Современные царице поэты восхваляли ее ум и красоту. Ее называли не царицей, а царем, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарной, прославляли ее кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту. О ее совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времен; ее хотели видеть все, ее руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский. Все царствование Т. окружено поэтическим ореолом; достоверные исторические сведения осложнились легендарными сказаниями со дня вступления ее на престол. Отец короновал ее на царство (1179) еще при своей жизни, но лишь по смерти его (1184) она стала править государством. Царица немедленно созвала собор для устранения неурядиц в церковной жизни и установления административного порядка. Отрешены были от кафедры недостойные архиереи, смещены злоупотреблявшие своей властью правители, церкви освобождены от повинностей, участь крестьянского класса облегчена, водворен внутренний мир. Т. была признана царицей от Понта до Гургана (Каспия) и от Спер (линия от Трапезунда к Карсу) до Дербента, Хазаретии и Скифии. Девизом своего правления она провозгласила милость и правду: "Я отец сирых и судья вдов", — говорила Т. В ее царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания. Избегая осложнений внутри царства, царица вела ряд войн с соседними государствами. Первый ее супруг, русский князь Георгий (по мнению Карамзина — сын Андрея Боголюбского), совершил военные экспедиции на С Армении, в Ширван и Эрзерум. Когда брак Т. с Георгием был расторгнут — по словам грузинского летописца, вследствие творившихся князем бесчинств, — то бывший супруг Т. стал ее врагом и с большим греческим войском двинулся из Константинополя в Грузию для возвращения потерянного престола. Несмотря на то, что к нему примкнули некоторые областные правители, русский князь был разбит и исчез после того без вести. Т., вступив в новый брак с осетинским владетелем Давидом Сослани, с которым она росла в детстве, через 10 лет после вступления на престол открывает наступательную политику. Она завоевывает Хорасан, Тавриз, Эрзерум, одерживает блестящую победу над султаном ардебильским; битва при Шамхорате (в 1203 г.) доставляет ей громкую славу, отголоски которой слышатся в русском сказании об иверской царице Динаре. Победоносное ее шествие завершается поражением (1204) Нукардина, султана алеппского. Доставив Грузии преобладающее политическое значение во всей Мал. Азии, смирив внутренних и внешних врагов, расширив пределы царства, Т. позаботилась о духовном развитии Грузии. При ее дворе собирается плеяда славных писателей, доведших грузинский язык до полного совершенства, ее век ознаменован поэтическою деятельностью Шавтели и Чахруха, посвятивших "богоподобной" царице восторженные оды. При ней создается светская романическая словесность в прозе, представителями которой являются Хонили, автор "Амиран Дареджаниани", и Саргис Тмогвели, переводчик персидской повести о Висе и Рамине. Наконец, в ее царствование выдвинулся певец Барсовой кожи Руставели (см.). Легендарная история, приписывающая все замечательные храмы и крепости Грузии Т., недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею и между ними роскошный Вардзийский дворец, вырытый в обрывистой скале близ Ахалциха, вмещающий в себе до 360 покоев. Христианство и гражданственность среди кавказских горцев распространялись благодаря энергии и заботам Т. Ее имя с одинаковым благоговением передается в поэтических сказаниях различных народностей Кавказа. Церковь за щедрые дары причислила ее к святым. Грузины-горцы превратили Т. в богиню-целительницу всех недугов. В Сванетии Т. из воинственной жены стала предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты. Народ верит, что Т. не умерла, она спит в золотой колыбели; когда дойдет до нее голос людской скорби, она проснется и вновь воцарится. Это поверье поддерживается отсутствием точных указаний о месте нахождения ее могилы. Ср. М. Г. Джанашвили, "Царица Т." (Тифлис, 1900); акад. А. Н. Веселовский, "Цар. Т. в народной легенде и у Лермонтова" ("Кавказ", 1898, №№ 6 и 7); Хаханов, "Царица Т. по народным песням и сказаниям" ("Жур. для всех", 1900, № 7); Brosset, "Histoire de la Géorgie".
A. Хаханов.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907