Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - теннисон
Теннисон
(Alfred Lord Tennyson, 1809—1892) — знаменитый английский поэт. Родился и провел детство в Линкольншире; в поэзии его отразились впечатления живописной природы его родины. Отец Т. был священником, ведшим свой род от Плантагенетов, Т. получил прекрасное воспитание. Вместе со своим старшим братом Чарльсом, имевшим также склонность к поэтическому творчеству, Т. изд. в 1827 г. сборник стихов "Poems of two brothers" (анонимно). В 1828 г. Т. вместе с братом вступил в университет в Кембридже (Trinity College), но оставил его без ученой степени. Университетский период ознаменовался дружбой с Галамом (сыном историка), ранняя и трагическая смерть которого вдохновила впоследствии Т. на одно из его самых замечательных произведений, "In Memoriam". В университете он получил золотую медаль за поэму "Тимбукту", написанную на заданный Академией сюжет. Критика ("Atheneum" и др.) отметила это раннее произведение молодого поэта. В 1830 г. вышел второй сборник Т. — "Poems, chiefly lyrical" (всего 53). В нем собрано много стихотворений, ставших впоследствии очень популярными, и есть намеки на раздвоенность души, на борьбу чувства и ума, воплощенную потом более совершенно в "The two voices". Несмотря на несомненную талантливость, сказавшуюся в сборнике, он встречен был критикой, за немногими исключениями, неприязненно (в особенности известным "обличителем" Китса Вильсоном, в "Blackwood Magaz."). В 1830 г. Т., опечаленный смертью отца, путешествовал в Пиренеях вместе с Галамом, с которым еще теснее сошелся; в 1832 г. вышел его третий сборник, в котором помещены некоторые из его лучших произведений: "The Lady of Shalot", "Venone", "The Lotos Eaters", "A dream of fair Women", "Palace of Art" и др. Этот сборник значительно выше предыдущего; стих гораздо проще и музыкальнее, чувства и настроения более разнообразные и глубокие. И все-таки в этих стихах, как и во многих позднейших, есть некоторая односторонность, составляющая особенность поэзии Т., преимущественно останавливающегося на чистых чувствах. В 1842 г. вышло новое издание стихов Т., в которое вошли самые известные из лирических стихотворений и поэм Т.: "Lady Clara Vere de Vere", "Lockley-Hall", "The Blackbird". "Of old sat Freedom", "Sir Launcelot a. Queen Guinevere", "The Beggars Maid", "The two Voices" и др. Сборник вызвал всеобщие восторги и выдвинул Т. в ряд первоклассных англ. поэтов. В нем обозначились все лучшие свойства поэзии Т.: глубокий лиризм, чутье природы, уменье воссоздавать все особенные чары спокойного английского пейзажа, описывать английскую жизнь во всех ее видах, замки баронов как и избы крестьян. Мелодичный, нежный и колоритный стих сливается с философским содержанием, отражающим идейную жизнь современной поэту Англии — борьбу позитивной науки со спиритуалистическими стремлениями. В этом сборнике проявилось также особое искусство Т. создавать поэтические женские образы: Лилиана, Майская королева, Элинора и др. — целая галерея неувядаемо-художественных женских характеров. В дальнейшем своем творчестве Т. все более обогащал и разнообразил свою галерею. В 1847 г. вышла в свет "The Princess" — оригинальная большая поэма, в которой поэт выступил защитником женских прав, снова с большой нежностью и грацией рисуя ряд благородных и поэтичных женских образов. В 1850 г. Тенисон женился, получил звание "поэта-лауреата" и издал "In Memoriam". Книга вышла сначала анонимно, но никто не сомневался в том, что один только Т. мог написать ее. "In Memoriam" — ряд отдельных элегических стихотворений, вызванных смертью Галлама; по выражению одного критика, это "один из самых богатых даров, принесенных дружбой на алтарь смерти". Т. окружил романтическим ореолом свою дружбу к умершему юноше и создал современный pendant к прославленным античным идеалам дружбы. Основное настроение этих стихотворений — аккорд любви и чувства утраты; мысль автора никогда не покидает могилу, но есть переход от беспросветной скорби к утешению, которое приносит вера, спасающая от скептицизма. Следующее крупное произведение Т. — поэма "Maud" (1855), история трагической любви, изложенная от имени несчастного героя, который произносит пламенные речи против пошлости окружающей жизни и благословляет войну как средство возбудить взрыв благородных чувств и заставить замолкнуть дух наживы, охвативший Англию. "Maud" вызвала большие порицания, потому что казалась апологией войны — в противоположность намерению автора, который вовсе не отождествлял себя со своим героем. Вершиной поэтического творчества Т. были последовавшие за "Maud" "Idylls of the Kings" (первые 4, "Enid", "Vivien". "Elaine" и "Guinevere" вышли в 1859 г.; "The Coming of Arthur", "The Holy Grail", "Pelleas a. Ettarre", "The Passing of Arthur" — в 1869 г., "The Last Tournament" и "Gareth a. Lynette" — позже). Отдельные поэмы поражают красотами языка, поэтичностью образов, прелестью архаического стиля, а все вместе образуют цельную поэму, рассказывающую историю расцвета и падения короля Артура и Круглого Стола и вместе с тем символически отражающую рост, борьбу и падение человеческой души. Из позднейших произведений Теннисона наиболее выдающиеся: "Enoch Arden", "Aylmer's Field", "The Northern Farmer", "Queen Mary" (драма), сборник "Ballads a. other poems" ("The Sisters", "The Village Wife", "In the Childrens Hospital" и др.). "The Cup", "The Forresters" и другие драмы. Его последним, написанным за день до смерти стихотворением было "Crossing the far" — религиозные строфы, говорившие о примирении со смертью; переложенные на музыку, они были исполнены в день его похорон. По желанию поэта похороны его имели светлый, торжественный характер; траур заменен был преобладанием белого цвета в одеждах и убранстве Вестминстерского аббатства, где он погребен (в "углу поэтов" — Poets Corner). Т. и в жизни, и в творчестве — редкий пример уравновешенности и гармонии. Он переживал горе, но в общем жизнь его была счастливой и спокойной. Он жил среди семьи и друзей сначала в Фарингтоне, потом в новом поместье в Суссексе, окруженный поклонением всей Англии и других стран. По натуре он воплощение английского духа: большой оптимист, достаточно религиозный, чтобы мириться с мыслью о смерти, и вместе с тем позитивист, верящий в науку и культуру, с нежными чувствами, несколько сентиментальный, не мятежный, примиренный с ходом вещей, отыскивающий близкие, понятные красоты жизни, без смелых стихийных порывов вдаль. Вся его поэзия отражает эту успокоенную душевную жизнь. Т. — самый популярный в Англии поэт именно потому, что в его поэзии все уютно, красиво и даже печаль и трагизм имеют нарядный, привлекательный вид. Он "поэт серединного человечества", но во всемирной поэзии он занимает высокое место благодаря чисто художественным своим свойствам: мелодичности, красоте, образности и прозрачности своих творений.
Зин. Венгерова.
Биографические и критические сочинения о Т.: Wace, "Alfred Tennyson" (Л., 1881); Duke (5 изд., 1896), Waugh (4 изд., 1895), Tainsh (1893), Walters (1893), J. A. Brooke (1894) и др.; Luce, "Handbook to the works of Alfred Lord Т.". На русском яз. имеются переводы отдельных стихотворений Т.: Плещеева ("Отечественные записки", 1871, № 2; 1873, № 1); стих. "Годиба" в перев. М. Михайлова (в его "Собр. сочин."); "Мать преступника" в пер. О. Михайловой ("Вестник Европы", 1889, № 8); "Спасенный" в пер. Барыковой (в ее "Сочинениях"); "Кубок" в пер. Н. Мировича ("Театрал", 1895, № 47); ряд стихотворений в сборнике Н. Гербеля "Английские поэты в биографиях и образцах" ("Древнее предание", пер. Д. Минаева, "Королева Мая", "Дора", пер. А. Плещеева и др.). Ср. Корш, "Всеобщая история литературы" (т. IV); Пл. К.. "Поэзия Г." ("Книжки недели", 1892, № 11); Ип. Тэн, "Новая английская литература" (СПб., 1876); В. Чуйко, "Альфред Т." ("Наблюдатель", 1892, № 12); Мильсанд, "Английская поэзия после Байрона. Альфред Т." ("Библиотека для чтения", 1851, № 109).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907