Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - тянь-тан
Тянь-тан
жертвенник в честь неба в южной части Пекина, в парке, имеющем около с [так в издании 1902 г. — Ред.] вер. в окружности. Это — возвышение, состоящее из трех концентрических террас; на верхней площадке, к которой ведут снизу 27 ступеней, находится самый алтарь. Кроме этого сооружения, в парке имеется еще целый ряд кумирен и других построек. Жертвоприношения в честь неба совершаются три раза в год: в начале весны, в летнее и зимнее солнцестояние лично императором или, в случае его болезни или же малолетства, особо уполномоченным на то его представителем. Перед жертвоприношением богдыхану полагается поститься три дня. Перед церемониею, происходящей в полночь, на алтаре, перед которым устанавливается табличка Шанди (см. Тянь), помещаются чашечки в числе 28 с рисом, пшеном, мясом, рыбою и другими явствами и 3 больших чаши с водою; приводится также главный предмет жертвоприношения — телка. Богдыхан в синем одеянии один поднимается на верхнюю площадку, зажигает курительные свечи, совершает земное поклонение перед табличкою Шанди. Под звуки оркестра окропляют водою телку и другие жертвенные предметы; после этого телка закалывается; император, прочитав молитву в честь неба, совершает возлияние вином и затем, вкусив жертвенных яств, 12 раз падает ниц перед алтарем. Этим церемония заканчивается, таблички Шанди уносятся в особую кумирню, а все приношения сжигаются. Кроме музыки, в состав церемонии входят и танцы, исполняемые особыми танцорами.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.