Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - жорес жан

Жорес жан

(Jaurès) — французский политический деятель. Род. в 1859 г. Окончил курс в Парижской нормальной школе; был профессором в Тулузском университете. Сначала защитник идеалистич. философии и радикал, он постепенно переходил налево в политике и на сторону марксовского материалистического понимания истории; безусловным сторонником последнего он, однако, не сделался, принимая его с некоторыми оговорками и пытаясь примирить с идеализмом в философии. Этот эклектизм нашел выражение в его споре с Лафаргом в 1895 г. (см. "Idéalisme et matérialisme dans la conception de l'histoire. Conférence de Jean J. et réponse de P. Lafargue", Пар, 1895, 2-е изд., 1901). В 1885—89 и 1892—98 гг. был депутатом и вновь избран в 1902 г. Впоследствии (в предисловии к "Discours parlementaires") Ж. утверждал, что он в течение всей своей общественной жизни держался, в общем, одного направления, именно социалистического, революционного. Это не подтверждается фактами; три периода участия Ж. в парламентской деятельности приблизительно совпадают с различными периодами в развитии его миросозерцания. В первое трехлетие он сидел на левом центре, не входя в состав какой бы то ни было партии. Сочувствие социализму, которое он при случае выражал, было настолько обще и слабо, что социалисты своим его не считали. Хотя речи его уже тогда обращали на себя внимание, но видного места Ж. в парламентской жизни не занимал. Скорее всего можно было его причислить к радикалам, и даже не крайним. Забаллотированный в 1889 г., Ж. возвращается на университетскую кафедру и пишет на латинском языке диссертацию: "De primis socialismi germanici lineamentis apud Lutherum, Kant, Fichte et Hegel" (Тулуза, 1891); в ней он уже является сторонником социализма. В 1892 г. Ж. был выставлен в кандидаты рабочими и предстал на выборы как социалист. В палате он примкнул к "независимым социалистам". С 1893 г., когда Ж. был переизбран на общих выборах, он был признанным вождем социалистической партии, или, лучше сказать, социалистических партий, несмотря на наличность сильных между ними разногласий. Не будучи социал-демократом, не имел даже достаточно ясного теоретического обоснования своего социалистического миросозерцания, Ж. — сознательно или бессознательно — сделал своей целью объединение социалистических партий против существующего строя; он проповедовал "социальную ненависть", как творческую силу, способную перестроить общество на новых началах. Даже честолюбивый и фанатичный Гэд (см.) хотя и не вполне охотно, но шел за Ж. В это время Ж. уже признавался лучшим оратором французского парламента. Красноречие его — чисто французское, с риторическими фразами, с метафорами, с постоянными ссылками на великие принципы и на великие имена. В этот период Ж. приобрел громадную популярность не только среди рабочих, но и среди буржуазии, враждебной социализму. В 1897 г. Ж. выступил горячим и страстным борцом за Дрейфуса и наряду с Золя и Клемансо сделал очень много для его реабилитации. Агитация за Дрейфуса вызвала раскол среди социалистов: гэдисты отделились от жорезистов, и началась внутренняя борьба. Ж. и отчасти жорезисты сблизились с радикальными (несоциалистическими) элементами палаты. В 1898 г. Ж. был забаллотирован на выборах, но все же оставался вождем социалистов Франции, однако не всех. В начале 1899 г. ему удалось добиться формального слияния всех социалистических партий в одну федеративную партию, но оно оказалось эфемерным. В том же году Ж. поддержал вступление социалиста Мильерана в коалиционный кабинет Вальдека-Руссо, и это привело к расколу в среде партии. С тех пор Ж. поддерживал м-во Вальдека-Руссо, потом Комба, При Вальдеке-Руссо и Комбе Ж. был главной опорою "блока" — коалиции социалистической, радикальной и республиканской партий, поддерживавших м-во. При Рувье (1905) он настоял на формальном выходе социалистов из блока, но в действительности поддерживал м-во. На международном конгрессе в Амстердаме в 1904 г. Ж. высказался за необходимость бороться за сохранение республики в союзе с буржуазными партиями, если они стремятся к освобождению человеческой личности; он протестовал против политики германских социал-демократов, непримиримой в теоретических вопросах, но не умеющей ни завоевать с 3-миллионной армией политической власти, ни даже отстоять (в Саксонии) более или менее сносную избирательную систему. Тогда же Ж. высказался за желательность объединения французских социалистов, но достигнуть цели ему не удалось: временное соединение оказалось очень эфемерным (речь Ж. вызвала решительное и резкое возражение Бебеля). С 1900 или 1901 г. Ж., не теряя своей популярности в рядах буржуазных партий, не теряя ее и в рядах значительной части социалистов, делается предметом особенно страстных нападок со стороны социал-демократов. Несмотря на это, в 1902 г. он был выбран в палату в рабочем округа. В 1903 г. он был вице-президентом палаты депутатов. В 1905 г. он был приглашен немецкими социал-демократами произнести речь в Берлине, но германское правительство попросило его не приезжать, и он не приехал; речь его о мире и о солидарности пролетариата была напечатана и произвела сильное впечатление. Кроме парламентской деятельности, кроме бесчисленных речей на митингах и партийных съездах, множества газетных и журнальных статей, Ж. выпускает том за томом громадного, рассчитанного на 10 томов коллективного труда "Histoire socialiste", в котором первые вышедшие до 1905 г. 4 тома принадлежат целиком его перу ("La Constituante", П., 1901; "La Legislative", 1902; "La Convention", 1903—04); это — история франц. революции, представляющая новую самостоятельную разработку предмета по источникам, с обращением внимания особенно на экономические отношения. Ж. является сторонником материалистич. истолкования истории. Крупный недостаток труда — его постоянная риторика. Мелкие статьи Ж. собраны в "Etudes socialistes" (П., 1902). Философский, весьма поверхностный труд Ж. — "De la réalité du monde sensible" (П., 1891, 2 изд., 1902). Парламентские речи его собраны в "Discours parlementaires" (т. I, доведенный до 1894 г., П., 1904). На русском яз. вышли брошюрами след. речи Ж.: "Аграрный социализм. Социализм и крестьянство" (пер. Элиасберга, изд. "Возрождения", Одесса, 1905; две парламентские речи Ж., произнесенные в 1894 г.; в первой из них он развивает проект национализации ввоза иностранного хлеба); "Идея мира и солидарность пролетариата" (пер. Поляковой, изд. "Демос", Одесса, 1905); "Две речи Жореса и Бебеля на международном Амстердамском конгрессе 1904 г." (изд. "Вперед", Одесса. 1905).

Яркая характеристика Ж. в статье Н. Кудрина: "Галерея франц. знаменитостей. Ж. Жорес" ("Русск. Бог.", 1904, № 11). Его же оценка труда Ж. по ист. революции: "Последние труды о происхождении соврем. Франции" (ib., 1902, февраль).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое жорес жан
Значение слова жорес жан
Что означает жорес жан
Толкование слова жорес жан
Определение термина жорес жан
zhores zhan это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины