Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - жуковский юлий галактионович

Жуковский юлий галактионович

писатель и административный деятель. Окончив курс в училище правоведения в 1853 г., служил в Сенате и госуд. канцелярии, одно время занимался исключительно литературой, потом вновь поступил на службу по министерству финансов и состоит теперь управляющим Государственным банком. В литературе дебютировал повестью "Петербургские ночи" и статьею "Общественные отношения России с точки зрения исторической науки права", помещенными в "Весне", литературном сборнике на 1859 г. Основная мысль статьи Ж. заключалась в том, что на крепостных отношениях выросла вся общественная организация России, вся ее цивилизация и государственность; в Западной Европе централизация выработалась, угнетая частновладельческие начала, а у нас, наоборот, опираясь на них. Повесть Ж. и в особенности его статья были замечены критикою "Современника" (1859, 6), влияние которого в то время приближалось к своему апогею; с 1860 г. Ж. стал писать в этом журнале, а с 1863 г. сделался одним из главных его сотрудников. Из статей Ж. — кроме тех, которые вошли в состав отдельно изданных им книг, — особенно выдаются: "Что такое право? Наша ученая простота и немец Блунчли" (1860, 11; главные выводы: "наука права должна быть реальна"; "цель общественного порядка — благосостояние нации"; "нужно бросить органическую школу, вымершие пандекты, ничего не принесшую схоластику"); "О народности в политике" (1863, 1: "национальное начало антинародно со всех сторон... как чисто политическое, а не народное или общественное, оно не в состоянии помочь ни в чем внутреннему европейскому вопросу"); "Крестьянское дело и общественная инициатива" (1863, 3); "Методы юридической науки" (по поводу книг Стоянова и Спасовича; 1863, 6 и 10); "Затруднения женского дела" (1863, 12); "О проклятых героях" (по поводу романа "le Mandit"; 1864, 2); "Смитовское направление и позитивизм в эконом. науке" (1864, 10 и 11); "Вопрос молодого поколения" (1866, 2 и 3). Последняя статья послужила поводом к судебному преследованию Ж. (вместе с А. Н. Пыпиным, как редактором "Современника") по обвинению в оскорблении дворянства; СПб. окружный суд оправдал обвиняемых (август 1866), судебная палата присудила их к трехнедельному аресту на гауптвахте (октябрь 1866). Когда Некрасов в 1863 г. сделался фактическим редактором "Отеч. записок" и соединил вокруг себя некоторых из прежних сотрудников "Современника", Ж. не примкнул к их числу и вместе с М. А. Антоновичем издал книжку "Литературное объяснение с Н. А. Некрасовым", в которой собственно Ж. принадлежит статья "Содержание и программа "Отеч. записок" за прошлый (1868) год". В то же время Ж. участвовал вместе с Антоновичем в издании журнала "Космос". Еще раньше он издал отдельно две книги: "Политические и общественные теории в XVI в." (1866) и "Прудон и Луи Блан" (1867). Последнее сочинение заключает в себе общедоступное изложение взглядов названных писателей в связи с рабочим движением 1848 года и попытками практического осуществления продуктивных ассоциаций и народного кредита. Защищая Прудона и Л. Блана против резких обвинений ортодоксальных экономистов, Ж. доказывает, что первые лучше последних понимали основные экономические вопросы и, в частности, сущность борьбы труда с капиталом. Главное соч. Ж., оставшееся неоконченным, — "История политической литературы XIX ст." (том первый, 1871). Здесь он задался мыслью изобразить главнейшие моменты в развитии различных философских систем, лежавших в основе наиболее крупных сочинений по вопросам политическим, экономическим, юридическим, моральным и историческим. Все общефилософские системы сопоставляются им в две группы: фаталистические, отрицающие возможность для человека устраивать свою жизнь более или менее произвольно, и социалистические, признающие эту возможность в полном размере. Первые имеют в своей основе элемент статический — порядок и дисциплину, вторые — элемент динамический, прогресс и движение. Истинная теория, по мнению Ж., должна лежать как бы в середине. "Нельзя, — говорит он, — рассматривать человека ни как существо совершенно самостоятельное, ни как существо совершенно безличное среди природы; мы должны рассматривать его как существо, самостоятельность которого постепенно признается, хотя в конце концов должна все-таки иметь свои пределы". В истории полит. литературы Ж. видит три направления: схоластическое, метафизическое и положительное. Последнее является венцом развития общественной философии и составляет главный предмет исследования, начинающегося с краткого очерка предыдущих направлений. Из писателей, относимых к метафизическому направлению, наиболее подробно рассмотрен Руссо с его теорией общественного договора. Первые начала положительного направления Ж. видит в преобладающем с конца XVIII столетия значении вопросов экономических. Главное внимание автора обращено на Ад. Смита, Мальтуса, Рикардо и Ж. Б. Сэя. Учение каждого из них изложено обстоятельно, но не вполне общедоступно; особенной туманностью отличается изложение взглядов Рикардо, т. е. того именно писателя, собственные положения которого представляются классическим образцом ясности. Ж. часто прибегает здесь к формулам из высшей математики, с дифференциалами, интегралами и т. п. математическими тонкостями, которые делают эту часть книги совершенно недоступной для неспециалистов в математике. Общий вывод сочинения заключается в том, что экономисты от априористических и умозрительных философствований обратили науку к изучению общества и к сближению прежних отвлеченных нравственно-философских начал с внешними, материальными жизненными потребностями. Практическим успехом признается провозглашение и прочное укрепление начал свободы личности и ее хозяйственной деятельности. Являясь горячим приверженцем свободы, Ж. далек, однако, от полного отрицания государственного вмешательства, в котором он видит примирение двух основных философских начал — подчиненности человеческого общества естественно-экономическим законам и проявления его сознательной регулирующей деятельности.

За последние двадцать лет Ж. напечатал лишь несколько статей в "Вестнике Европы": "Вопрос народонаселения" (1871, 1); "Пища, как предмет экономии" (1871, 9); "Железные дороги, как предмет экономии" (1872, 1); "Кэри и его теория" (1872, 10); "Карл Маркс и его книга о капитале" (1877, 9); "Прямые налоги в России" (1881, 2); "Влияние бумажных денег на лаж и цены" (1881, 4); "Наш вексельный курс и товарные цены" (1884, 7).

В. Я.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое жуковский юлий галактионович
Значение слова жуковский юлий галактионович
Что означает жуковский юлий галактионович
Толкование слова жуковский юлий галактионович
Определение термина жуковский юлий галактионович
zhukovskiy yuliy galaktionovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины