Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - зиновий отенский
Зиновий отенский
полемист XVI в., инок Отенского новгородского монастыря, сосланный сюда около 1526 г. из Москвы; известен как автор полемического сочинения: "Истины показание к вопросившим о новом учении" (Казань 1863) и двух похвальных слов в честь новгородских святителей Ионы и Никиты. Ему же приписывается "Послание многословное к вопросившим о известии благочестия на зломудрие Косого и иже с ним" (М., 1880). Во всех своих сочинениях З. является противником нового учения и защищает церковные обряды, особенно почитание икон, крестов, мощей, монашество. Будучи учеником Максима Грека, З., тем не менее, стоит за монастырские имущества, доказывает их законность, даже необходимость. К еретикам он относится сурово, называет их "врагами Христовой веры", "безбожными", "лживыми", рекомендует православным удаляться от них, убивать "яко волков", "яко соблазны камением в воду погружати" и т. д. Вообще, по своим воззрениям, З. ближе подходит к Иосифу Волоцкому, нежели к Максиму Греку. Школа последнего сказалась только во внешней стороне полемических трудов З., который обнаружил в них большую по тому времени начитанность и уменье пользоваться ею. "Истины показание", например, не представляет собой сборника цитат, набранных, без всякой критики, из разных мест, как "Просветитель" Волоцкого. Это сочинение написано по строго обдуманному плану и дает полное опровержение учения еретиков; оно талантливо и живо изложено в форме бесед с клирошанами, обратившимися к Зиновию с мучившим их вопросом: "Како спастися?". В своих сочинениях З. нередко прибегает к отвлеченным и естественнонаучным рассуждениям. Так, троичность лиц, непонятную для еретиков, он объясняет аналогией с душой человека, состоящей из ума, слова и духа (дыхания); бытие Бога доказывается рассмотрением природы (в природе ничто не самобытно, все имеет свое начало, и начало это — Бог), а также тем соображением, что все народы признают существование Бога. Изредка пользуется З. и общими в то время полемическими приемами: учение Косого безнравственно, неистинно, потому что сам Косой — человек безнравственный, "лукавый", "безумный", "предтеча антихриста", и, будучи косым, не может смотреть на вещи прямо, не может, значит, делать прямых, истинных выводов и т. д. Соч. З. написаны несколько своеобразным, но простым, не вычурным языком, кроме слова в честь св. Никиты, богатого риторическими оборотами. Обличая еретиков, З. не щадит и "верных". Так, в слове в честь св. Ионы, он смело выставляет социальные недуги тогдашнего общества, резко обличает "владущих и правителей земских" за их распущенность, эгоизм, непреодолимое корыстолюбие в жертву которому приносятся правда и милость. Все названные сочинения имеют большое значение как источник для истории умственного движения XVI в., выразившегося в ересях Косого, Башкина и др. "Истины показание" и похвальные слова рисуют учение Косого в первой стадии его развития, до бегства Косого в Литву, а "Многословное послание", написанное в ответ на вопросы западно-русских православных, показывает, какую форму приняло учение это в Литве, под влиянием распространенных там протестантских доктрин. Умер З. в 1568 г.
Ср. Макарий, "История церкви" (т. VII); Ф. Калугин, "Гомилетические труды инока З. Отенского" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1893, № 2 и 5).
В. Боцяновский.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907