Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - золотых дел мастерство

Золотых дел мастерство

Художественная и археологическая часть будет изложена в статье Ювелирное искусство; здесь же изложена только техническая сторона дела. Золотых дел мастера обыкновенно сами для себя сплавляют, в графитовом тигле, под слоем угольного порошка, материал надлежащей пробы, отливают его в теплую, смазанную жиром чугунную форму, "эйнгус", и прокатывают в бляху надлежащей толщины или в проволоку, которая потом протягивается чрез волочильную доску до желаемого диаметра. При составлении сплава недостаточно достигнуть только заданного процентного содержания золота: цвет полученной смеси и ее способность получать хороший оттенок при окончательной отделке вполне зависит от прибавляемых металлов. Так, медь придает красноватый оттенок, серебро зеленоватый, а железо — синеватый. Дальнейшие приемы несколько меняются, смотря по тому — изготовляются ли артистические работы по рисунку, или дешевый товар. В первом случае части вырезываются от руки, ножницами и лобзиком, опиливаются, выгибаются как следует на "анке", кубике из бронзы или чугуна, снабженном полушаровыми углублениями разных радиусов, при посредстве соответственных выпуклых пунзелей, и отделываются гравировкой и чеканкой. Для этого подготовленные части укрепляют на куске дерева особой смоляной замазкой и завинчивают в "шраубкугель", тяжелый чугунный шар с вырезкой и нажимным винтом, который кладется на кольцеобразную кожаную подушку и позволяет поворачивать работу как следует, для удобнейшего действия штихелем, для проведения линий или для чеканки "пунзелями" — стальными палочками, снабженными на одном конце разного рода резьбой, которая отпечатывается на металле от удара молотком по другому концу и служит для воспроизведения самых разнообразных рисунков, а также матового и зерненного фона. Если надо украсить работу камнями, то эти последние приклеивают воском к палочкам, чтобы удобно было с ними обращаться при пригонке, потом просверливают в металле дырочки на тех местах, где надо их укрепить, и особым штихелем подрезывают металл кругом, чтобы образовалось шесть или восемь выступов, способных захватить камень по его "рундисту" (см. Гранильное мастерство) и прочно оправить. Когда отдельные части готовы, их надо собрать вместе и скрепить крепким припоем, сплавом серебра с 4, 5 или 6 ч. золота, из которого сделана работа. Но состав припоя бывает и более сложный, даже секретный, потому что он должен еще хорошо окрашиваться при отделке; чтобы соединения не были заметны. Припой прокатывается в тонкую ленту и разрезывается на крошечные кусочки, или же обращается в опилки. Спаиваемые части должны быть очень хорошо пригнаны и скреплены временно железной проволокой, если не держатся сами, их смазывают бурою, растертой с водой на грифельной доске, и тонкой кисточкой накладывают на них как можно меньше припою. Тогда нагревают спаиваемое место в пламени паяльной трубки, пока припой не потечет. Когда надо спаивать дальше части уже спаянные где-либо, работа требует уже большого искусства. После накаливания поверхность работы чернеет от окисления меди и приставшей сплавленной буры; для очищения вещь надо варить в слабой серной кислоте. Когда вещь готова вчерне, ее полируют с помощью круглых щеток, быстро вращающихся на особом станке, вроде токарного. Черты от напилков стираются щеткой с порошком пемзы и маслом, потом с английской землей или трепелом; оканчивают на колесе из кружков замши, слегка смазанных крокусом. Для полировки внутренней стороны отверстий чрез них протягивают взад и вперед нитки с полировальным порошком. Работу с резкими гранями полируют на гранильном станке, на кружке из сплава 2 ч. олова и 1 части свинца, "натравленном" наждаком, как драгоценные камни. Только золото очень высокой пробы будет иметь красивый цвет после всех этих работ, обыкновенно же его надо еще окрасить, погружая в расплавленную в своей кристаллизационной воде смесь из 1 ч. поваренной соли, 1 ч. квасцов и 2 ч. селитры; затем производится обмывание водой. Смесь эта растворяет с поверхности часть меди и оставляет чистое золото. Процесс этот чрезвычайно деликатный. Для золота более низкого достоинства употребляют другие смеси. Из окрашивающей смеси вещь выходит матовой, ее надо еще подвергнуть действию "крацбюрета" — щетки из тонкой латунной проволоки, смоченной пивом и вращающейся на станке. Дешевые изделия приготовляются подобными же приемами, но делаются обыкновенно пустотелыми, "дутыми". Золото берется более тонкое, части высекаются; выгибаются и снабжаются гравировкой помощью штамп, а ручная работа применяется только для спаивания, сборки и окончательной отделки. Здесь уже допускается спаивание легкоплавким оловянным припоем, следы которого очень трудно потом удалить с поверхности золота, а вещь нельзя более нагревать докрасна при поправках, потому что сплав золота с оловом при этом плавится. Особенность хозяйства З. дел мастеров заключается в тщательном собирании всех отбросов, потому что все они содержат золото. Пол мастерской часто обивают жестью, верстак делается в виде полукруглого стола с тремя глубокими вырезами для трех рабочих: под каждым вырезом натягивается кожа, чтобы все опилки и обрезки падали на нее и собирались в особый ящик. Даже воду, в которой рабочие моют руки перед уходом, собирают. Отбросы эти скупают особые "соровщики" и добывают из них золото. Под Москвой этим промыслом занимаются некоторые кустари, присоединяя к нему и скупку сора после пожаров в домах, где можно было предполагать присутствие драгоценных металлов. Центром производства артистических золотых изделий надо считать Париж, хотя очень хорошие мастера существуют и в других главных городах Европы. Дешевые, частью поддельные, изделия изготовляются в большом количестве в Женеве, Бирмингеме, Париже, Мангейме и многих местах Германии. У нас чрезвычайно дешевые золотые и серебряные золоченые изделия изготовляются кустарями Московской и Костромской губ.

Ср.: (G. Gee, "The Goldsmith's Handbook" (Л., 1886, сод. разные "секреты" производства); Bijoutier-joaillier et Plaque (в "Dict. des Arts et Manufactures p. Laboulay", сод. подробный обзор всех отраслей производства; Goldsmith, в "Enc. Brit.", сод. историческую и художественную часть предмета.

В. Лермантов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое золотых дел мастерство
Значение слова золотых дел мастерство
Что означает золотых дел мастерство
Толкование слова золотых дел мастерство
Определение термина золотых дел мастерство
zolotyh del masterstvo это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины