Стилистический энциклопедический словарь русского языка - жанр литературный
Связанные словари
Жанр литературный
Л. ж. обладает комплексом устойчивых свойств, причем эти свойства могут характеризовать самые разные стороны произведения – его объем, пафос, тематику, систему рифм, активность вымысла и т.д. Среди Л. ж. есть такие, которые бытуют на протяжении всей истории духовной культуры (напр. басня); другие же существуют лишь в определенные эпохи. Признаки жанра эволюционируют: нередко одни и те же жанровые названия в разные периоды литературного развития выражают разные понятия, так как соотнесены с различными типами текстов (ср., напр., понятие оды во времена Ломоносова и в первой трети XIX в.).
Л. ж. имеют как внешний, формальный, так и внутренний, содержательный план. Жанровая форма теснейшим образом связана с жанровым содержанием – с тематикой произведений и с особенностями осмысления автором-художником (публицистом, ученым) определенных сторон мира.
Жанровые формы могут быть готовыми, завершенными, жесткими или же гибкими, открытыми модификациям и обновлениям. Канонические жанры, регламентируемые нормативными поэтиками, особенно характерны для худож. литературы от античности до XVI–XVIII вв. В дальнейшем организация Л. ж. утрачивает каноничесую строгость, и они предоставляют автору широкие возможности для проявления его индивидуальной творческой манеры.
Л. ж. определяют стилевые особенности речи. Эта зависимость явно прослеживается в таких, напр., жанрах, как басня, фельетон, анекдот.
В системе Л. ж. каждой эпохи одни жанры становятся наиболее авторитетными (например, социально-психологические романы и повести в рус. литературе XIX в.), другие, напротив, утрачивают былое лидирующее положение, отходят на второй план или исчезают.
Л. ж. обеспечивают преемственность культурной жизни. По словам М.М. Бахтина, жанр – "представитель творческой памяти в процессе литературного развития". На каждом новом этапе литературного процесса и в каждом индивидуальном произведении жанр возрождается и вместе с тем приобретает новые черты.
Лит.: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972; Его же: Эпос и роман // Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975; Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. – М., 1972; Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979; Чернец Л.В. Литературные жанры. – М., 1982; Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанр как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1996; Кожина М.Н. Стиль и жанр: их вариативность, историческая изменчивость и соотношение, "Stylistyka-VIII". – Opole, 1999; Крылова О.А., Со Ын Ён. Понятие жанра: принципы выделения и изучения жанров речи // Лингводидактический поиск на рубеже веков. – М., 2000; Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2000. См. также лит. к ст. Речевой жанр, Жанры научной литературы.
В.А. Салимовский
Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. "Флинта", "Наука"
Под редакцией М.Н. Кожиной
2003