История слов - пронять
Пронять
ПРОНЯТЬ
У слов однотипного морфологического состава, особенно при наличии в их структуре синонимических морфем, нередко наблюдается внутренняя однородность семантического развития, параллелизм раскрытия их семантического «потенциала». Примером может служить развитие значений у слова пронять — пронимать, соотносительное с семантической эволюцией слов пробрать, прохватить и отчасти продернуть.
В современном русском языке глагол пронять — пронимать — принадлежность лексики разговорно-фамильярного стиля. Он употребляется лично и безлично (ср. у Гоголя: «Его так и проняло страхом»). Современное значение этого слова можно определить так: `сильно подействовать на кого-нибудь'; `произвести впечатление'. Например: Его ничем не проймешь; Эти слова и убеждения проняли его до слез.
Менее ощутительно в современном языке и кажется областным, народным значение `пробрать, прохватить': Ветер пронимает насквозь. Очевидно, что значение `сильно подействовать' — не основное, не первоначальное конкретное значение данного слова. Этимологический его состав (про-н-имать) подсказывает, что пронимать — пронять должно собственно значить: `брать, протаскивать через что-нибудь'; ср. про́ймы. Ср. также пробрать, прохватить. Действительно, в словарях Академии Российской отмечались такие значения этого глагола: «1) `Прокалывать, проверчивать что'. Пронять мочки в ушах. 2) `Бить, сечь больно'. Пронять упрямого лозами. 3) `Действовать, иметь силу над чем'. Мороз, ветер пронял в дороге. Нужда, бедность, голод его проняли» (сл. АР 1806—1822, ч. 5, с. 593—594).
Те же значения зарегистрированы и словарем 1847 г., хотя и сформулированы здесь несколько иначе: «1) `Прокалывать'. Пронимать мочки в ушах. 2) `Исправлять наказанием'.Ленивого проняли розгами. 3) `Давать себя чувствовать; прохватывать'. Пронимает голод. Пронял мороз». Очевидно, круг значений этого слова в литературном языке XVIII — первой половины XIX в. был шире.
Пронимать — пронять проникло в русский литературный язык еще в древний период из языка народного и сначала выражало очень конкретные значения. По-видимому, уже в древнерусском оно было очень употребительно в простом стиле. Акад. И. И. Срезневский отметил в своих «Материалах»: «проимати в значении `проделать в чем-либо отверстие, разобрать'. В «Повести временных лет» (6523 г.): «Ночью же межю клѣтми проимавше помостъ, ѡбертѣвше в коверъ, и оужи съвѣсиша на землю» (Срезневский, 2, с. 1532). Можно предполагать, что не менее древним является и значение `протаскивать, пропускать сквозь что-нибудь' (ср. примеры в тех же «Материалах» Срезневского).
С. В. Максимов в очерках «Неведомая сила» пишет о народном лечении детских болезней: «Если священник не соглашается ”пронять“ больного ребенка сквозь ризу или поставить под престол на несколько часов кувшин с водой, чтобы потом окачивать из него больных, то на такие случаи имеются общедоступные дупла, испытанные в дарах исцеления: через отверстия их «пронимают», т. е. протаскивают несколько раз детей, а иногда пролезают и сами взрослые с одного бока целебной сосны на другой. Конечно, наибольшим почтением и известностью пользуются те деревья, на которых отразилась игра природы, и раздвоившийся ствол оставляет свободным широкое отверстие, удобное для проемов и пролазов (так наз. ”воротца“). Таких деревьев не особенно много и они все на счету, но почитание их еще настолько же действительно, насколько и почтенно по своей древности. Так, в Житии Адриана, Пошехонского чудотворца (ум. 1550 г.), записано: ”Бысть некогда в Пошехонском пределе, при реках Ияре и Уломе, церковь св. пророка Илии, и тамо растяще древо, зовомое рябиною. Прихождаху же и священницы из близ лежащих весей и приносяху образ святыя мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, молебная пения совершающе. Людие же, для получения здоровья, сквозь оное дерево пронимаху дети своя, инии же, совершеннаго возраста, и сами пролазаху и получаху исцеления“. Тут же примечание: «”Пронимают” больных ребят, протаскивая их сквозь ступени сквозных (не подшитых досками) лестниц. А насколько этот прием считается действительным, можно судить по тому, что во многих местах вылупившихся из яйца цыплят продевают сквозь ступицу колеса, чтобы куры лучше вышли и больше неслись» (Максимов, 1912, 12, с. 289—290).