История слов - прозябать
Прозябать
ПРОЗЯБАТЬ
В современном русском языке есть два омонима прозябать. Прежде всего прозябать — это потенциальная и почти не употребительная форма несовершенного вида к разговорному глаголу прозябнуть, имеющему значение `сильно озябнуть'. Например, у Пушкина в «Евгении Онегине»:
Еще прозябнув бьются кони,
Наскуча упряжью своей...
В «Метели»: «Лошади, прозябнув, не стояли на месте».
У Грибоедова в «Горе от ума» (Фамусов Скалозубу):
Сергей Сергеич, к нам сюда-с,
Прошу покорно, здесь теплее;
Прозябли вы, согреем вас.
(д. 2, явл. 5)
Это слово коренное восточнославянское, по-видимому, не подвергалось заметным семантическим изменениям в истории русского литературного языка. Оно находится в ближайшем родстве с словами того же корня, свойственными всем славянским языкам как южной, так и западной группы; напр. сербск. зéбети `зябнуть, бояться'; чешск. zábsti, zábnóuti `зябнуть'; польск. ziąbnąć, ziębnąć `зябнуть', ziąbić, ziębić `знобить' (Преображенский, 1, с. 260). Этимология этого слова не ясна. Но, по-видимому, оно если не искони, то, во всяком случае, давно уже не имело прямой семантической связи освоим омонимом прозябать в значении `произрастать', в современном употреблении: `влачить жалкое существование'. Форма совершенного вида от этого последнего глагола утратилась в русском литературном языке XIX в. В этом нельзя не видеть явной тенденции к разграничению омонимов.
Эти два разных слова по странной игре случая смешаны и слиты в одно слово в словаре Ушакова. Здесь читаем: «Прозябáть, áю, áешь, несов. 1. `Расти, прорастать' (книжн. устар.). 2. перен. Вести мало осмысленный, бесцельный образ жизни (разг. пренебр.). Чортзнает, для чего живешь и прозябаешь. Писемский. Лишь бы жить полной жизнью, лишь бы чувствовать свое существование, а не прозябать! Гончаров. 3. Несов. прозябнуть в 1 знач. (простореч.). Прозябнуть, ну, нешь, прош.зяб, ла, сов. 1. (несов. прозябать). `Сильно озябнуть' (разг.)... . 2. `Произрасти' (устар.).» (3, с. 935).
Трудно представить себе более немотивированное смешение и более странную ошибку. Во всех предшествующих академических словарях эти слова правильно разъединены. Например, в словаре 1847 г.: «Прозябать... 1) гл. д. `Произращать'... Вертоград семена своя прозябает... Исайи XI, 11. 2) Ср. `произникать из земли; произрастать'. Яколист... его убоспадает, другийже прозябает. Сирах. XIV, 19. 3) `Обнаруживаться, появляться'. Литовские окаянные дела прозябли в Русской Земле. Акты археогр. экспед. 1.478. Прозябать... То же, что `озябать'...» (сл. 1867—1868, 3, с. 1122). Правда, Фр. Миклошич в своем «Этимологическом словаре» и И. А. Бодуэн де Куртене в «Лингвистических заметках и афоризмах» пытались найти в этих словах общий корень. Корень *зѧб — зѫб..., по словам проф. Бодуэна де Куртене, «ассоциируется со значениями: `столбенеть', `коченеть', `застывать', `зябнуть' и т. п.; `кол', `столб', `гвоздь', `зуб', `гребень' и т. п. Зяб- в глагольном смысле значит тоже, с одной стороны, `выходить из земли колом, ростком, зародышем', `рости, подымаясь прямо вверх' и т. д. (зяб-ать), с другой же стороны, `коченеть от холода', зябнуть (ЖМНП, 1903, май, с. 23). Но взгляд Миклошича и Бодуэна не разделяется большинством лингвистов. Да и независимо от этого бесспорно, что в истории русского языка эти два омонима всегда были далеки друг от друга. Достаточно указать на производные от прозябать — произрастать существительные: прозябание в устарелом значении, например, у Пушкина в стихотворении «Пророк»:
И дольной лозы прозябанье
(т. е. `произрастанье'), и в современном: `мало содержательный, бессмысленный, бесцельный образ жизни', устарелые — прозябаемость, прозябаемое (всякое растение: царство прозябаемых).
Козьма Прутков в своей басне «Помещик и садовник» каламбурно демонстрировал последствия смешения этих омонимов:
Помещику однажды, в воскресенье,
Поднес презент его сосед.
То было некое растенье,
Какого, кажется, в Европе даже нет.
Помещик посадил его в оранжерею,
Но, как он сам не занимался ею
(Он делом занят был другим:
Вязал набрюшники родным),
То раз садовника к себе он призывает
И говорит ему: «Ефим!
Блюди особенно ты за растеньем сим;
Пусть хорошенько прозябает!» —
Зима настала между тем.
Помещик о своем растеньи вспоминает
И так Ефима вопрошает:
«Что, хорошо ль растенье прозябает?»
«Изрядно,— тот в ответ, — прозябло уж совсем!»
Пусть всяк садовника такого нанимает, который понимает,
Чтó значит слово: «прозябает».
Слово прозябать (в значении `прозябнуть') имеет очень интересную семантическую историю в русском литературном языке. По своим истокам это — старославянизм. В языке древнерусской письменности данное слово употреблялось в переходном, каузативном значении: `произращать; производить' — и в непереходных значениях: 1) `произрастать, дать ростки, прорасти'. Например, в Четвероевангелии 1144 г.: «Сѣмя прозябаеть и растеть». `Развиваться'. В Пандектах Антиоха XI в.: «Скупость отъ малодушия прозябаетъ»; 2) `Произойти, быть родом откуда-либо'. Например, в Житии Петра Гал. (Мин. чет. февр. 256): «От Галловъ блаженый Петръ прозябну (germinavit)»; 3) `Появиться, обнаружиться, распространиться' (см. Срезневский, 2, с. 1530—1531). В сущности, все эти значения — очевидные разветвления одного семантического ствола — идеи произрастания. Предположительно первоначальное представление: `пробиваться через земляной покров, прокалывать'.