Большая биографическая энциклопедия - аксельрод любовь исааковна
Аксельрод любовь исааковна
(род. в 1868) — литературный псевдоним "Ортодокс", видный философ-марксист. С 1884 принимает участие в революционном движении. В 1887. после провала Виленской организации, в связи с покушением на Александра III, А. эмигрировала при помощи Л. Иогихеса (Тышко) за границу, где окончила в 1900 университет (в Берне) со званием д-ра философии. В начале 90-х гг. примкнула к социал-демократической партии. В 1902—03 сотрудничала в "Искре" (статьи в №№ 46, 50, 52, 53, 72) и в "Заре" (№№ 3 и 4). Входила в организацию революционных с.-д. С этого времени принимала участие во многих марксистских журналах, помещая статьи по философии. В 1906 по амнистии вернулась в Россию, где принимала участие в меньшевистских центральных органах и связанных с ними нелегальных организациях. В 1910 жила в Петербурге и состояла членом нелегального центрального бюро профессиональных союзов и межклубной комиссии. В 1916 вместе с П. Масловым и А. Потресовым редактировала с.-д, журнал "Дело". В начале революции 1917 была членом Центрального комитета меньшевиков. Во второй половине 1917 состояла членом редакции и членом Центрального комитета "Единство". С 1918 стоит вне партий. После революции работает в России в области разработки теории марксизма.
А. в период первой революции и непосредственно следовавший за ним была одним из наиболее ярких представителей ортодоксального крыла русской социал-демократии в борьбе против философского ревизионизма. В этом отношении значительную роль сыграли ее блестяще написанные "Философские очерки" (СПб, 1906), в которых подверглись критике экс-марксисты типа Бердяева, Струве и современных неокантианцев. Там же давалась оригинальная критика Канта. Все эти статьи являются прекрасным образцом применения марксистского метода в деле борьбы с идеализмом и пропаганды марксизма как мировоззрения. Той же цели служили статьи Ортодокс против эмпириокритиков и Богданова, собранные в вышедшем после революции сборнике "Против идеализма" (ГИЗ, 1922). В своих работах А. показала, как метафизический взгляд на познание в новой философии еще у Локка привел к тому, что сознание было оторвано от познаваемого предмета, и ощущение, вместо того, чтобы мыслиться связующим нас с предметом, стало рассматриваться как непреодолимая преграда между ним и сознанием. Этот метафизический метод дал повод Беркли и Юму придти затем к отрицанию объективного мира и объективной причинной связи в природе. Критическая философия Канта стремилась обосновать научный опыт и реабилитировать внешний мир и объективную закономерность. Но т. к. Кант в понимании опыта разделял точку зрения Юма, полагавшего, что опыт не может дать самого главного — всеобщности и необходимости, то и он, борясь с помощью материализма против идеализма и с помощью идеализма против материализма, оказался не в состоянии справиться с поставленной задачей. Ортодокс прекрасно показала борьбу этих двух сторон у Канта, красной нитью проходящую через всю его "критическую философию" и приводящую к целому ряду вопиющих противоречий и логических погрешностей в ней. Параллельно этой критике А. показывает, как единственной подлинной философской теорией научного опыта может быть только диалектический материализм. К тому же выводу приводит ее критика ревизионистов и ренегатов марксизма, беспомощно пытающихся опровергнуть его, не умея сочетать природу с историей, свободу с необходимостью, теорию с практикой.
Во время империалистской войны, в связи со своей оборонческой позицией, А., вместе с Плехановым, несколько отошла от ортодоксальной позиции в статье "Простые законы права и нравственности" ("Дело", 1916, I). После революции, вслед за рядом изданий своих прежних работ, А. были изданы: сборник статей "Маркс, как философ" и работа по историческому материализму "Критика основ буржуазного обществоведения и исторический материализм", 1925 (вып. I, Ив.-Возн., 1925). В вышедшей части А. дает критику буржуазной социологии и методологии общественных наук О. Конта, Спенсера и Риккерта. Кроме этого, А. известна и в качестве литературного критика-марксиста своими работами о Л. Толстом и О. Уайльде ("Мораль и красота в произведениях Оскара Уайльда", Ив.-Возн., 1923). См. также "Этюды и воспоминания", Л., 1925. Об. А. см. в "Материалах для биографического словаря с.-д.", под ред. В. И. Невского, выпуск I.
Н. Карев.
Аксельрод, Любовь Исааковна
[1868—] (литературный псевдоним — Ортодокс) — теоретик марксизма. Род. в местечке Тунимовичи, Виленской губ., в раввинской семье. На 15 году жизни, попав в Полтаву, познакомилась с участниками революционного кружка, а с 16 примкнула к нелегальному движению. Первые революционные шаги сделала в Харькове, Мелитополе и Вильне, откуда эмигрировала в 1888 в Париж. К этому времени относятся ее первые литературные опыты — перевод нескольких рассказов Мопассана (напеч. в "Саратовском листке"). Из Парижа А. переехала в Швейцарию. В 1892 стала соц.-дем. В 1900 окончила Бернский университет со званием доктора философии.
С этого времени началась кипучая литературно-научная деятельность А., переплетающаяся с активной революционной работой (сотрудничество в "Искре" и "Заре", лекции и доклады в эмигрантских колониях, организационная партийная работа). В 1906 А. вернулась по амнистии в Россию, продолжая работать в РСДРП и состоя членом нелегального ЦБ профсоюзов. В начале революции 1917 состояла членом ЦК меньшевиков, а затем членом ЦК и редакции "Единства". В 1920 была избрана профессором I Московского гос. университета, в 1921—1923 руководила семинарием по философии в Институте красной профессуры. А. — действительный член Института научной философии РАНИОН. С основания Академии художественных наук состоит руководительницей ее социологического отделения.
Литературно-научная деятельность А. протекает главным образом в области философии. Основные произведения А: "Философские очерки", "Против течения", "Критика основ современной буржуазной идеологии". В 1928 вышла книга А.: "В защиту диалектического материализма", суммирующая установку А. в ее полемике с Дебориным.
Считая, что марксист должен развивать не только политическое, научное, но и эстетическое сознание массы, А. постоянно обнаруживала живой интерес к вопросам искусства и художественной литературы.
Отличительная черта — спецификум — искусства, по А., — удовлетворение эстетической потребности человека. Исходя из этой предпосылки, она восстает против вульгарного применения социологического метода к объяснению искусства. Необходимый и чрезвычайно важный социологический анализ не должен однако затемнять специфического характера искусства, требующего и художественной оценки. При отсутствии этой оценки получается противоречащее марксизму упрощение. Против допускающих такого рода упростительский подход "марксистообразных" искусствоведов А. выступила в пока неоконченных очерках "Методологические проблемы искусства" ("Красная новь", 1927).
В свою очередь А. старается в своих литературно-критических выступлениях отдать должное этим обоим, равно необходимым моментам — социологическому анализу произведения и его художественной оценке. Так она поступает в очерке "Мораль и красота в произведениях Оскара Уайльда" и в статьях о Л. Толстом.