Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - аксельрод любовь исааковна (ицыковна)

Аксельрод любовь исааковна (ицыковна)

(по мужу — Гирш, псевдоним — Ортодокс; 1868 — 05.02.1946) — философ, литературовед. В пятнадцатилетнем возрасте ушла из семьи, примкнула к полтавскому революц. кружку. Привлеченная к жандармскому дознанию, скрывалась в 1886 в Харькове, где работала в народнической организации. Революц. работу продолжала в Мелитополе, Петербурге, Вильне. В 1887 эмигрировала в Швейцарию. Окончила филос. ф-т Бернского ун-та в 1900. В 1902 защитила дисс. о развитии мировоззрения Л.Н.Толстого ("Tolstois Weltanschauung und ihre Entwicklung". 1902). Находилась в эмиграции во Франции и Швейцарии до 1906. С 1892 член группы "Союза русских социал-демократов за границей", а также группы "Освобождение труда". Последовательница идей Г.В.Плеханова (по словам философа Э.Л.Радлова, глава рус. марксизма — Плеханов, а его оруженосец — Аксельрод). В 1917 — член меньшевистского ЦК, затем член ЦК плехановской группы "Единство". После 1917 занималась науч. и пед. работой. С 1917 по 1920 читала лекции в Тамбовском гос. ун-те и Нар. ун-те, в 1920 — в 1-м МГУ, в 1921—1923 руководила семинаром по филос. в Ин-те Красной профессуры, позднее работала в Ин-те науч. филос. Основные направления филос. иссл.: история филос., этика, соц. филос., онтология. Филос. позиция А. связана с критическим анализом идеализма — неокантианства и эмпириокритицизма. Показывая концепт. единство филос. Канта с неокантианцами и махистами (в т.ч. рус.), она определяла это единство как субъективный идеализм. Критиковала Беркли, Фихте, Маха, Авенариуса, Шопенгауэра за тезис о тождестве бытия и мышления. Кантовская категория "трансцендентной реальности" ведет, по А., к пропасти "метафизического раскола мирозданья", порождает идеалистический скептицизм, служащий "методол. компасом" в достижении "счастливых берегов догматического идеализма". Отдавая должное оригинальности гносеологии Канта, отмечала, что его филос. в целом является идеологией либеральной буржуазии. Возникновение неокантианства А. считала реакцией на науч. социализм в Европе. Негативно оценивая мировоззрение эмпириокритиков, А. не соглашалась с идеями В.И.Ленина относительно теории познания как теории отражения и диалектич. метода, представленными в его кн. "Материализм и эмпириокритицизм". Формулируя собственное понимание гносеологии, А. трактует ощущения как основу познания и "символы" вещей, индифферентных объективному миру, а "вторичные качества" — как субъективные. Отрицание существования "сверхчувственного мира", "наивысшей реальности и наивысшего блага" приводит А. к отождествлению мировоззренч. платформ идеализма и религии. Диалектич. метод считала системой "формальных" категорий, стоящих вне частных наук и неадекватных ист. познанию. А. известна как активная участница филос. дискуссий 20-х гг.: она была одним из лидеров т.н. "механистов" (т. е. защищавших линию методол. редукционизма) и выступала против "деборинского" ("формалистического") истолкования философии. Критиковала концепцию классовой морали с позиции вечных принципов нравственности.

Соч.: Опыт критики критицизма // Новое обозрение. 1900. № 12; Новейшие русские идеалисты. Одесса, 1905; Философские очерки. 1906 (2-е изд. — М. —Пг., 1923); Мещанский мистицизм: Критика эмпириокритицизма // Современный мир. 1908. № 11—12; Два течения: Неокантианство и эмпириокритицизм как основы буржуазного либерализма и мещанского революционизма // На рубеже. СПб., 1909; Субъективный материализм: Критика Авенариуса // Там же. 1910. № 2, 4; Философы и общественность: Простые законы права и нравственности // Дело. 1916. № 1; Э.Мах как философ // Там же. № 2; Курс лекций по историческому материализму // Красная новь. 1922. Кн.1(11), 3(13), 6(16), 7(17); Против идеализма. Критика некоторых идеалистических течений современной мысли. М. —Пг., 1922; Курс лекций по историческому материализму // Красная новь. 1922. Кн.1(11), 3(13), 6(16), 7(17); Л.Н.Толстой. М., 1922 (2-е изд. —1928); Мораль и красота в произведениях Оскара Уайльда. Иваново-Вознесенск, 1923; К.Маркс как философ. Харьков, 1924; Философско-историческая теория Риккерта // Красная новь. 1924. Кн.5(22), 6(23); Этюды и воспоминания. Л., 1925; В защиту диалектического материализма. Против схоластики. М.—Л., 1928; Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса. М.—Л., 1934;

Л.Н.Толстой — мировоззрение и творчество // Литературная учеба. 1935. № 9.

Е.В.Зорина, Т.В.Кулакова

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое аксельрод любовь исааковна (ицыковна)
Значение слова аксельрод любовь исааковна (ицыковна)
Что означает аксельрод любовь исааковна (ицыковна)
Толкование слова аксельрод любовь исааковна (ицыковна)
Определение термина аксельрод любовь исааковна (ицыковна)
akselrod lyubov isaakovna (icykovna) это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):