Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - амвросий орнатский

Амвросий орнатский

(до пострижения Андрей Антонович) — епископ пензенский и саратовский, сын диакона Новгородской губ., Череповского уезда, погоста Чуди, род. в 1778 г., ум. 20-го декабря 1827 г. В ноябре 1788 г. поступил в Кирилло-Белозерское духовное училище, а через четыре года переведен в Александро-Невскую семинарию, называвшуюся в то время главною, и с 1797 г. переименованную в академию. По окончании, в 1800 г., курса учения, Андрей Орнатский определен сперва преподавателем разных предметов в Новгородскую семинарию, в 1802 г. назначен там инспектором, а в 1804 г. — префектом и учителем философии. 16-го июля 1805 г. Орнатский пострижен в монашество, 20-го рукоположен во иеродиакона, 23-го во иеромонаха и 14-го августа причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. Возведенный 9-го февраля 1808 г. в сан архимандрита, Амвросий назначен настоятелем Новгородского Антониева монастыря и ректором Новгородской семинарии; в сентябре 1811 г. переведен настоятелем в Юрьев монастырь с оставлением в ректорском звании, а в марте 1812 г. назначен настоятелем ставропигиального московского Новоспасского монастыря. В следующем году архимандриту Амвросию поручено было возобновление некоторых московских монастырей, пострадавших от неприятельского нашествия, причем, по словам всеподаннейшего доклада Св. Синода, он "оказал особенное старание и попечение", за что и сопричислен к ордену св. Анны 2-й ст. 12-го марта 1816 г. Амвросий хиротонисан в Петербурге во епископа старорусского, викария новгородской митрополии, а 9-го ноября 1819 г. назначен епископом пензенским и саратовским. В январе 1825 г. он обратился в Св. Синод со следующим прошением: "Св. Синодом, согласно собственному желанию моему, возложена на меня священнейшая обязанность приготовить ко второму изданию "Историю Российской иерархии" по собранным дополнительным сведениям. Сколь ни священна сия обязанность и для меня ни вожделенна, но при управлении епархиею, мне вверенною, не имею я ни времени, ни сил к благовременному и достодолжному исполнению святейшей воли Св. Синода. Посему, дабы за коснение и оставление без действия дела, для церкви и отечества полезного и уважительного, не подвергнуть себя строгому и праведному суду и осуждению Божию и Св. Синода, признаю я за необходимое попросить у вашего святейшества увольнение себе от управления епархиею, мне вверенною, до приведения к окончанию моего труда в издании вторым полнейшим и совершеннейшим образом "Истории российской иерархии", с дозволением иметь мне пребывание в Кирилло-Белозерском монастыре". Просьба эта была удовлетворена 4-го сентября, с назначением Амвросию пожизненной пенсии в 2000 руб. Поселившись в Кирилло-Белозерском монастыре и заняв маленькое помещение, преосвященный Амвросий вел совершенно уединенную жизнь. Он не показывался не только посторонним, но и братии монастыря; нередко даже келейник не видал его по целым неделям, принося только раз в день в условленное место скудную пищу. Он сам исполнял все черные домашние работы, вполне отдаваясь аскетическим подвигам. Нуждающиеся оставляли свои прошения вместе, с приносимою ему пищею и потом находили их с надписью и деньгами. Отзывы о характере Амвросия различны. Одни говорят, что он, особенно в молодых летах, отличался живостью характера, добротою, общительностью и не чужд был некоторых слабостей и увлечений. Другие, наоборот, рисуют его, вспыльчивым, раздражительным, требовательным и неуживчивым, вследствие чего и было у него, будто бы, много столкновений с светскими властями, особенно в Пензе, что, главным образом, и побудило его, будто бы, выйти в отставку. Главный труд Амвросия — "История Российской иерархии", M. 1807—1815 г., 6 частей. Из представления митрополита Амвросия Подобедова в Св. Синод о разрешении напечатать этот труд видно, что он не самостоятельное произведение, а "перевод с латинского книги под названием: "Опыт российской иерархии, сочиненной Никодимом Селлием, монахом и учителем "Александро-Невской школы", но перевод "исправленный с летописями и другими рукописями, расположенный по современному порядку иерархии российской, во многом дополненный и доведенный до последнего времени". В свое время, при неразработанности исторических материалов, труд Амвросия был весьма ценным пособием по истории русской церкви. В настоящее время в нем обнаруживается слишком много неточных сведений. Известную долю участия в труде Амвросия принял митрополит Евгений, которому принадлежат: в I томе — "Исторические сведения о духовных училищах в России", во ІІ — введение в описание монастырей и история Пекинского монастыря, в дальнейших томах — описание монастырей воронежской и вологодской епархий, не считая просмотра всего сочинения и дополнений. Значительную помощь оказали Амвросию также портфели Н. Н. Бантыша-Каменского. В Московском Румянцевском музее хранятся корректурные листы неоконченного VII тома. Последующие издания I тома сделаны в 1822 г. в Москве и в 1827 г. в Киеве. Известно слово епископа Амвросия в день Донской Божией Матери (Москва, 1816 г.).

Савваитов, "Пр. Амвросий Орнатский", 1869 г. — "Русская Старина", 1872 г., т. V и 1883 г., т. XXXIX. — Д. Бантыш-Каменский, "Словарь достопамятных людей", т. I, стр. 38. — Филарет, "Обзор дух. литер.". — "Сборник II отд. Имп. Академии Наук", V, вып. I, стр. 22—23.

{Половцов}



Амвросий Орнатский

(Андрей Антипович) — епископ пензенский и саранский, занимает видное место в истории русской духовной литературы, как автор "Истории российской иерархии" (Москва, 1807—1815), труда капитального, в котором сгруппирован обширный материал для истории русской церкви от самого начала ее существования и за который он был избран Обществом истории и древностей в 1815 г. в действительные, а в 1816 г. в почетные члены. Преосвященный Амвросий род. в 1778 г. в Череповском уезде Новгородской губ., в погосте Чуди или Чудском, учился в Кирилло-Белозерском училище и в Александро-Невской семинарии, с 1800 г. был последовательно учителем, инспектором и префектом, а с 1808 г. ректором Новгородской семинарии. В 1805 г. принял монашество. В 1808 г. возведен в сан архимандрита, в 1812 г. назначен председателем Московского комитета духовной цензуры, в 1816 г. рукоположен во епископа Старорусского, в 1819 г. во епископа пензенского. Человек строгой аскетической жизни и сильной воли, покорявшей ему всех, с кем он приходил в столкновение, не исключая светских властей; преосв. Амвросий управлял епархией с неумолимой суровостью, не делая никому уступок, требовал от подчиненного ему духовенства такой же строгой, аскетической жизни, за что и получил от него прозвание Грозного. В 1825 г. он оставил по собственному желанию архиерейство, удалился в Кирилло-Белозерский монастырь и посвятил себя строгому подвижничеству, которое так повлияло на его здоровье, что он скончался уже 26 декабря 1827 г. Обширный материал для характеристики преосв. Амвросия мы находим на стр. "Русской старины", изд. 1870—1888 гг.

{Брокгауз}



Амвросий Орнатский

(Андрей Антонович) — епископ Пензенский и Саратовский.

Родился в 1778 году в семье диакона погоста Чуди Череповецкого уезда Новгородской губернии.

В ноябре 1788 года поступил в Кирилло-Белозерское уездное духовное училище, а через 4 года был переведен в Александро-Невскую главную семинарию, которая с 1797 года переименована в Санкт-Петербургскую духовную академию.

8 1800 году окончил курс учения и был определен преподавателем разных предметов в Новгородскую духовную семинарию.

С1802 года — инспектор Новгородской духовной семинарии.

10 марта 1804 года утвержден префектом семинарии и преподавателем философии.

10 июля 1805 года пострижен в монашество, 20 июля рукоположен во иеродиакона; 23 июля — во иеромонаха и 14 августа причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры.

9 февраля 1808 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Антониева монастыря и ректором Новгородской духовной семинарии.

С сентября 1811 года — настоятель Новгородского Юрьева монастыря.

В марте 1812 года назначен настоятелем ставропигиального Московского Новоспасского монастыря.

12 марта 1816 года хиротонисан в Санкт-Петербурге во епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии.

С 9 ноября 1819 года — епископ Пензенский и Саратовский.

4 сентября 1825 года уволен на покой с пребыванием в Кирилло-Белозерском монастыре.

Скончался 26 декабря 1827 года и погребен в Кирилло-Белозерском монастыре, у входа в Успенский собор.

В 1813 году настоятелю Новоспасского монастыря архимандриту Амвросию было поручено восстановление некоторых московских монастырей, пострадавших от нашествия неприятеля. В докладе Святейшего Синода говорилось, что архимандрит Амвросий "оказал особенное старание и попечение", за что и был награжден орденом святой Анны П-ой степени.

Преосвященный Амвросий известен как автор замечательного труда "История Российской иерархии", начатого им еще в период его преподавательской и ректорской деятельности в Новгородской духовной семинарии (1804—1810). Он взял на себя священную обязанность приготовить этот огромный труд ко второму изданию по собранным дополнительным и полнейшим сведениям. С этой целью в январе 1825 года он подал прошение в Святейший Синод об увольнении на покой. Эта просьба была удовлетворена в сентябре месяце.

За свои ученые труды преосвященный Амвросий получил звание почетного члена императорского московского Общества истории и древностей Российских.

Епископ Амвросий был великим подвижником. Строгость и суровость к себе и другим — вот его качества, которые прежде всего отмечали современники. Он был образцом воздержания в пище. Нестяжательность его не знала границ. Он раздавал все свои вещи и деньги, отдавая даже самое необходимое.

Точный в соблюдении церковного устава, он требовал этого и от других. Настойчивость его характера и огромная сила воли были непреклонны. Большей частью он был сосредоточен, молчалив и никогда не забывал, что он монах.

Преосвященный Амвросий в высшей степени был требователен к тому, чтобы в храме стояли благоговейно, не терпел ни разговоров, ни перехода с места на место, и если замечал это, то тут же делал строгий выговор, невзирая на лица.

При непреклонной прямоте и правдивости его отношения с властями были крайне натянуты, тем более, что он горячо отстаивал интересы Церкви и духовенства.

Подведомственное ему духовенство он стремился исправлять весьма жесткими мерами, желая поднять его на должную высоту, за что и получил название "грозного".

Как ни строг был епископ Амвросий, однако он свои наказания растворял милосердием и провинившихся не оставлял без места.

Характерно, что, нетребовательный в домашнем быту, он пышно и торжественно и с большим благоговением совершал богослужения. Его богослужения и проповеди были очень продолжительны. Иногда он служил почти в пустом храме.

После 6-ти летнего служения в Пензе он ушел на покой в Кирилло-Белозерский монастырь бедным странником, покидая епархиальный город на крестьянских дровнях, одетый в простую монашескую одежду и нагольный тулуп.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое амвросий орнатский
Значение слова амвросий орнатский
Что означает амвросий орнатский
Толкование слова амвросий орнатский
Определение термина амвросий орнатский
amvrosiy ornatskiy это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):