Большая биографическая энциклопедия - амвросий протасов
Амвросий протасов
(до пострижения Алексей Иванович) — архиепископ тверской и кашинский, род. около 1762 г., в г. Боровске, Московской губ., ум. 1-го июля 1831 г. Первоначально учился в Перервинской семинарии, а курс окончил в Сергиевской лаврской. В 1790 г. назначен учителем риторики и поэзии в Московской духовной академии. По принятии в 1794 г. монашества, Амвросий был проповедником и учителем философии, а с 1797 г. и префектом академии. В 1799 г. возведен в сан архимандрита — настоятеля Троице-Сергиевой пустыни в С.-Петербурге, занимая в то же время должности очередного архимандрита, ректора Александро-Невской академии, учителя богословия и присутствующего в консистории. В 1800 г. Амвросий назначен наместником Александро-Невской лавры и настоятелем Иверского монастыря. 4-го июня 1802 г. переведен настоятелем новгородского Юрьева монастыря с оставлением в прежних должностях. 10-го января 1804 г. Амвросий назначен епископом тульским, а 7-го февраля 1816 г. возведен в сан архиепископа казанского. В октябре 1826 г. последовало Высочайшее повеление Св. Синоду о назначении на казанскую кафедру "другого епископа, человека опытного и твердого в характере". Вследствие этого преосвященный Амвросий перемешен был на низшую по классу тверскую епархию с оставлением, впрочем, за ним той степени, в какой он был в Казани. Амвросий считался настолько знаменитым проповедником, что митрополит Платон о нем говорил так: "если бы я писал, как он, меня бы сходилась слушать вся Россия". С глубоким природным умом и образованием он соединял и глубину чувства. Слова его изданы в 1856 г. Некоторые из них, как, напр., "На избрание судей" и "На Успение Богородицы" помещены в хрестоматиях Галахова и Пенинского. По отзыву Филарета черниговского, из слов Амвросия видно, что он хорошо знаком был с французскими проповедниками и по их примеру особенно заботился о блеске картин, "но не столько о логической отчетливости и последовательности мыслей; вместо того, чтобы развить мысль логически, он достаточным считал облечь ее в картины, и оказывается, что одно не вполне доказано, другое оставлено вовсе без поддержки, иное выражено слишком резко, другое — слабо".
Филарет, "Обзор рус. дух. лит.". — Дела архива Св. Синода. — Д. Бантыш-Каменский, "Словарь", изд. 1836 г., т. I. — Чистович, "История С.-Петерб. дух. академии", стр. 130. — Чередеев. "Биографии тверских иерархов", стр. 169—172. — "Русское проповедничество", СПб., 1871 г., стр. 276—277. — "Русская Старина" 1883 г., № 11. — "Тульские Губ. Вед." 1863 г., №№ 12 и 13.
{Половцов}
Амвросий Протасов
(в миру Алексей Иванович, 1762—1831) — проповедник, архиепископ тверской, воспитанник Московской славяно-греко-латинской академии. Московский митрополит Платон ставил проповеди А. выше своих. В наше время проповеди А. полузабыты, хотя и внесены в хрестоматии (Галахова и др.) в качестве образцов церковного красноречия; в свое время они имели широкую известность; слово А. по случаю присяги избранных по Тульской губ. судей, 1815 г., император Александр I дал вместо инструкции одному губернатору. Собрание проповедей А. издано в 1856 г. Им была составлена латинская грамматика, долго бывшая в употреблении в духовных училищах.
{Брокгауз}
Амвросий Протасов
(Алексей Иванович) — архиепископ Тверской и Кашинский.
Родился около 1762 года в г. Боровске Московской губернии.
Обучение начал в Перервинской духовной семинарии, а закончил в Троице-Сергиевской лаврской духовной семинарии.
В 1790 году назначен учителем риторики и поэзии в Московскую духовную академию.
8 1794 году принял монашество и был проповедником и учителем философии в академии.
С 1797 года — префект академии.
9 января 1799 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. В этот же период занимал должности: ректора Александро-Невской духовной академии, учителя богословия и присутствующего в консистории.
В 1800 году назначен наместником Александро-Невской лавры и настоятелем Иверского монастыря.
4 июня 1802 года переведен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря с сохранением за ним и прежних должностей.
10 января 1804 года хиротонисан во епископа Тульского.
7 февраля 1816 года возведен в сан архиепископа с назначением на Казанскую кафедру. Улучшив порядок учебной и воспитательной работы в академии, преосвященный Амвросий поднял Казанскую духовную академию на высокий уровень. Он всей душой болезновал и об инородных племенах своей епархии.
С 6 ноября 1826 года — архиепископ Тверской.
Скончался 1 июля 1831 года.
Преосвященный Амвросий был одним из красноречивейших проповедников своего времени. Слово его отличалось необычайной яркостью, непосредственностью и производило на слушателей неизгладимое впечатление, что свидетельствовало о большом природном таланте. Некоторые из его слов приобрели такую популярность, что включались и в хрестоматии.
Московский митрополит Платон (Левшин) был прекрасным оратором, но, услышав однажды речь преосвященного Амвросия, воскликнул: "Если бы я так писал, как Амвросий, меня сходилась бы слушать вся Россия".
Александр Ефимович Измайлов, вице-губернатор Твери, с большим уважением относился к преосвященному Амвросию. Он называл его "умнейшим, ученейшим, благороднейшим и любезнейшим человеком, красой всех монахов, который молвит не в укор, умнее даже Филарета, красноречивее его".
В высшей степени гуманный, проникнутый христианскими идеалами, епископ Амвросий отличался прямотой характера, не льстил сильным мира сего, не потакал их порокам и прихотям, но с амвона со всей силой своего таланта бичевал зло, невзирая на лица, чем нажил себе немало влиятельных врагов.
Амвросий преследовал взяточничество, которое процветало в консистории. Он боролся с безграмотностью священнослужителей, всех отправлял учиться в школу при академии.
Труды:
Слово на случай присяги судей в Тульской губернии. — М., 1815.
Речь при наречении во епископа. — СПб., 1804. Слово в день Рождества Христова // Душеполезное чтение. — 1866, № 12. Слово на вступление последнего тульского полка ополченцев в Тулу. — М., 1814. Слова и речи Амвросия, бывшего епископа Тульского и Белевского и архиепископа Казанского и Симбирского, Тверского и Кашинского. — СПб., 1856.
Литература:
Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. — СПб., 1857, с. 130.
Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713— 1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича. — СПб., 1913.
Никанор (Каменский), архиепископ. Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). — Казань, Церковное историческое общество, 1909.
Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и доныне. — Тверь, 1859, с. 169—172.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 436—438.
Чистович И. А. Александро-Невская лавра. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. — СПб., 1869—1885, т. 8, с. 497.