Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - амвросий подобедов

Амвросий подобедов

(до пострижения Андрей Иванович)митрополит новгородский и с.-петербургский, сын священника, род. 20-го ноября 1742 г., в с. Стогове, Владимирской губ., Переяславского уезда, ум. 21-го мая 1818 г. Обучался с 1757 г. в Троицкой лаврской семинарии, где, по окончании курса, в 1764 г., занял должности учителя и библиотекаря. Приняв 12-го февраля 1768 г. монашество, Амвросий переведен проповедником и учителем в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где с 1771 г., занимал место префекта, а с 1774 г. — ректора. На этой должности, в качестве проповедника, Амвросий сделался известен Императрице Екатерине ІІ, которая, 6-го мая 1778 г., назначила его епископом севским. Хиротония происходила 5-го июля, в день обретения мощей пр. Сергия, в Троицко-Сергиевской пустыни, в Высочайшем присутствии, причем Государыня щедро одарила новопосвященного архиерея. 25-го апреля 1781 г. Амвросий был переведен в крутицкую епархию, 27-го марта 1785 г., по воле Государыни. назначен архиепископом казанским и симбирским, 16-го октября 1799 г. ему повелено быть архиепископом с.-петербургским, эстляндским и финляндским, на место уволенного в Новгород митрополита Гавриила, а в декабре следующего года, за совершенной болезнью последнего, Амвросию поручено управлять и новгородскою епархиею. 10-го марта 1801 г. Амвросий назначен митрополитом новгородским и с.-петербургским и пробыл в этом звании до 24-го марта 1818 г., когда был уволен, по примеру своего предшественника, в Новгород, где скончался и погребен рядом с митрополитом Гавриилом в Софийском соборе, в приделе св. Иоанна Предтечи. Главною выдающеюся чертою деятельности митрополита Амвросия была его постоянная, энергичная и деятельная забота об открытии духовно-учебных заведений, об упорядочении духовно-учебного дела и о поднятии умственного, нравственного и внешне-житейского уровня духовенства. Так, сделавшись епископом севским, он в том же году представил в Св. Синод доклад об устройстве севской семинарии, которая в том же году была им организована и открыта; кроме того, он учредил в гор. Орле и Брянске духовные училища. Сделавшись епископом крутицким, Амвросий преобразовал во всех отношениях Крутицкую семинарию, убого существовавшую до того времени в Московском Покровском монастыре, и открыл в Боровском и Белевском монастырях духовные училища. В Казани, восстановив сгоревшие и обветшавшие здания семинарии, Амвросий преобразовал весь строй семинарского обучения, для чего вызвал, чрез бывшего своего учителя и друга, митрополита Платона московского, из его лаврской семинарии нескольких лучших учителей. Для просвещения казанских инородцев христианством, Амвросием улучшена была школа для новокрещенных татар. По переходе в Петербург, сделавшись первенствующим членом Св. Синода, митрополит Амвросий обратил особенное внимание на упорядочение преподавания и хозяйства С.-Петербургской духовной академии, на вызов и нее лучших преподавателей. В новгородской епархии открыты им духовные училища: в Новгороде (бывшее лихудиево), в Кирилло-Белозерском монастыре, в Тихвине, Боровичах, Валдае, Устюжне, Белозерске, Петрозаводске и в Александро-Свирском монастыре. Особенно деятельное участие Амвросий принимал в Высочайше учрежденной комиссии по преобразованию всех духовно-учебных заведений России, результатом работы которой явился устав духовных училищ 1814 г. Будучи председателем комиссии духовных училищ, заведовавшей учебно-воспитательною и экономическою сторонами училищной жизни, Амвросий ревностно трудился по преобразованию, устройству и урегулированию духовно-учебного дела в России, причем ему приходилось выдерживать немалую борьбу с невежеством и недоброжелательством. Большое также участие он принимал и в вопросе о единоверии, свидетельством чему служат Высочайшие рескрипты на его имя Императора Павла І. За труды по духовному образованию Амвросий первый удостоился звания почетного доктора богословия. Приблизившись к 75-летнему возрасту, он видимо стал слабеть. Обходившись всегда, несмотря на многочисленные и сложные занятия, без всяких помощников, он в 1817 г. попросил себе викария, каковым и назначен был тогдашний ректор академии, архимандрит Филарет Дроздов (впоследствии митрополит московский), весьма деятельно помогавший ему не только в духовно-учебных делах, но и в епархиальных. Поводом к увольнению Амвросия в Новгород послужило, кроме старости и болезненности, то, что он, во время крещенской церемонии, надел облачение, опушенное горностаем, взятым с покровов Великих Княгинь. Из трудов митрополита Амвросия известны: "Собрание поучительных слов, говоренных в разное время", 3 части, Москва 1810. 1816, 1825 гг.; последнее изд. в 4 частях. Проповеди Амвросия, по словам Филарета черниговского, "не отличаются ни блистательными картинами, ни свободным течением речи, но в них есть сила мысли и достаточная чистота русского языка". — "Руководство к чтению св. писания", М. 1779 и 1803 г., по отличному отзыву митрополита Платона, было издано Св. Синодом на казенный счет. В 1813 г , по желанию Императрицы Марии Феодоровны, Амвросий составил: "Молитвы для чтения в больницах по утру и вечером". Они напечатаны и введены в употребление с 1814 г. Кроме того, известно много пастырских посланий Амвросия, разных инструкций и громадная переписка со многими духовными лицами того времени. Некоторые из этих трудов уже напечатаны в разных повременных изданиях, другие же находятся в рукописях.

Чистович, "Амвросий, митр. новгор." ("Странник" 1860 г., кн. 5 и 6). — Филарет, "Обзор рус. дух. лит.". — Дела архива Св. Синода. — "Христианское Чтение", 1857 г., г. II, стр. 178—202. — Д. Бантыш-Каменский, "Словарь", изд. 1847 г., т. I.

{Половцов}



Амвросий Подобедов

— митрополит новгородский и с.-петербургский; род. 30 ноября 1742 г. в погосте Стогове Владимирской губернии, где отец его был священником. Воспитывался в Троицко-Сергиевской семинарии; в 1768 г. принял пострижение в иеромонахи и в качестве проповедника приглашен в Московскую духовную академию. Вскоре после того он был избран в префекты названной академии и в архимандриты Заиконоспасского монастыря, а немного позднее, по желанию Екатерины II, был вызван в Петербург и рукоположен в сан епископа севского (1778 г.); в 1785 г. принял Казанскую епархию; в 1794 г. вызван для присутствования в Святейшем Синоде, а в 1790 году рукоположен во архиепископа петербургского, эстляндского и финляндского. Год спустя он был назначен архиепископом новгородским и возведен в сан митрополита. † в Новгороде 21 мая 1818 года. Из его литературных трудов известны: "Собрание поучительных слов", выдержавшее три издания (Москва, 1810 г.), и "Краткое руководство к чтению Священного Писания" — это перевод сочинения Гофмана; 2 части, Москва, 1775, 1803 и 1811 (4-е издание Киев, 1823). Ему принадлежит заслуга организации церковного пения на музыкальных основаниях.

{Брокгауз}



Амвросий Подобедов

(Андрей Иванович) — митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский.

Родился 20 ноября 1742 года в селе Стогове Переславльского уезда Владимирской губернии в семье священника.

С 1757 года обучался в Троице-Сергиевой духовной семинарии.

В 1764 году, по окончании курса обучения, назначен на должность учителя и библиотекаря.

12 февраля 1768 года принял монашество и переведен проповедником и учителем в Московскую славяно-греко-латинскую академию.

С 1771 года — префект академии.

С 1774 года — ректор академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря.

5 июня 1778 года хиротонисан во епископа Севского.

25 апреля 1781 года переведен в Крутицкую епархию.

С 27 марта 1785 года — архиепископ Казанский и Симбирский.

С 16 октября 1799 года — архиепископ Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, а в декабре назначен управляющим Новгородской епархией.

С 10 марта 1801 года пожалован в митрополиты.

С 26 марта 1818 года по личной просьбе был освобожден от управления Санкт-Петербургской епархией и удалился в Новгород. Поводом к удалению его в Новгород послужило недовольство императора Александра I на употребление им во время крещенской церемонии облачения, опушенного горностаем, снятым с покрова гробницы великой княгини. Истинной же причиной удаления были частые столкновения митрополита с обер-прокурором Святейшего Синода, князем А. Н. Голицыным.

Скончался 21 мая 1818 года и был погребен в Новгородском Софийском соборе в приделе святого Иоанна Предтечи.

Основным направлением деятельности преосвященного Амвросия была его постоянная забота о развитии духовного просвещения в России, о поднятии умственного и нравственного уровня духовенства. Им организована и открыта Севская духовная семинария, учреждены духовные училища в Орле и Брянске.

В период управления Крутицкой епархией преобразована Крутицкая духовная семинария и открыты духовные училища в Боровском и Белевском монастырях.

В Казани преосвященный Амвросий восстановил сгоревшие и обветшавшие здания академии, усовершенствовал школу для новокрещеных татар.

При его деятельном участии совершено преобразование духовно-учебных заведений в России.

За труды по духовному образованию преосвященный Амвросий первым удостоился звания почетного доктора богословия.

Из личных качеств митрополита Амвросия обер-прокурор Святейшего Синода граф Д. И. Хвостов отмечал "мудрую кротость его нрава", обер-прокурор Святейшего Синода князь А. Н. Голицын, несмотря на частые разногласия, увидел в нем "старца сговорчивого, умного и распорядительного".

Проповеди Амвросия, по словам Филарета Черниговского, "не отличаются ни блистательными картинами, ни свободным течением речи, но в них есть сила мысли и достаточная чистота русского языка".

О кончине митрополита Амвросия современники рассказывали следующее. Однажды вошел он в Знаменский собор. Масло из лампады пред образом Богоматери нечаянно пролилось ему на голову. В тот же вечер он занемог. Следующий день провел в болезни, лекари стали обещать выздоровление. Наутро он причастился Святых Тайн, сказал при этом: "Собороваться маслом не надобно, меня соборовала Богоматерь". Через несколько времени сам начал читать отходные молитвы и предал дух свой Господу.

Труды:

Собрание поучительных слов, говоренных в разное время. — М., 1810, 1825. Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М., 1779 и 1803. Молитвы для чтения в больницах поутру и вечером, введены в употребление с 1814 г.

Литература:

Леонид, иеромонах. История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. — Калуга, 1876, с. 113—114.

Никанор (Каменский), архиепископ. Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). — Казань, Церковное историческое общество, 1909, с. 482.

Сушков Н. В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. — М., 1868, с. 46—48.

Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. — СПб., 1894, с. 1—28.

Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713— 1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича. — СПб., 1913, с. 830—834.

Рункевич С. Г. Русская церковь в XIX в.: Исторические наброски С. Г. Рункевича. — СПб., 1901, с. 20—57.

Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. — Новгород, 1897, с. 128—140.

Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. — М., 1836, ч. 1.

Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. — СПб., 1827.

Сушков Н. В. // Чтения в Московском обществе истории и древностей российских. — 1867, ч. 1, с. 156.

П. М. Из прошлого // Русский вестник. — 1868, №4.

Греч Н. И. Опыт краткой истории русской литературы. — М., 1822, с. 297.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1401, 1407,1411.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 143.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 638—639, 401—403.

Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 11.

Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. — СПб., 1889—1904, т. 1, с. 491—493.

Рассказы митрополита Филарета, записанные А. В. Горским // Русский архив. — 1888.

Письма митрополита Киевского Евгения (Болховитинова) к В. Г. Анастасевичу // Русский архив. — 1889.

Дневник М. С. Ребелинского // Русский архив. — 1897, кн. 1.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 239, 261.

Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. — М, 1843, с. 52.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 143.

Православный собеседник. — Казань, 1867, январь, с. 64. — 1875, август, с. 327—347. — 1898, октябрь, с. 413. — 1899, январь, с. 94,104. — 1905, июль—август, с. 482. — 1909, июль—август, с. 210. — 1910, март, с. 337, 341. — 1914, январь, с. 70.

Церковный вестник. — 1908, № 39, с. 1230.

Христианское чтение. — СПб., 1857, т. 2, с. 178—202. — 1902, сентябрь, с. 368.

Странник. — СПб., 1860, май, с. 156—221; июнь, с. 225—254.

Русское проповедничество. — СПб., 1871.

Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами: в 7 т. — СПб., 1861—1863, т. 4.

Исторический вестник. — 1894, июль, с. 150. — 1895, февраль, с. 639. — 1896, апрель, с. 157,169,177—178. — 1900, июнь, с. 818, 928, 930, 934—935.

Вестник Европы. — СПб., 1873, т. 4, с. 230, 235—236.

Русская старина. — 1871, т. 4, с. 125. — 1872, февраль, с. 247; ноябрь, с. 582, 687. — 1873, апрель, с. 498. — 1875, апрель, с. 787; февраль, с. 425; июль, с. 303. — 1876, февраль, с. 268—269; октябрь, с. 305. — 1878, август, с. 559, 563; июль, с. 560. — 1883, апрель, с. 2, 39; июль, с. 559—560; ноябрь, с. 366; декабрь, с. 730. — 1885, июнь, с. 570, 575. — 1886, июнь, с. 710. — 1903, июнь, с. 576; август, с. 466. — 1904, февраль, с. 386; сентябрь, с. 695, 698. — 1910, март, с. 289; июль, с. 407—409; 414—415.

Русский архив. — 1870, № 4 и 5, с. 770, 786, 789, 799, 808, 811, 840. — 1871, № 12, с. 2066, 2067—2069. — 1895, кн. 1, № 3, с. 289—312. — 1899, кн. 3, № 11, с. 409—411. — 1900, кн. 2, № 5, с. 18. — 1904, кн. 1, № 2, с. 193—231; кн. 2, № 7, с. 424—425; кн. 2, № 8, с. 599. — 1919, кн. 3, № 11, с. 511—512. — 1912, № 7, с. 354, 355.

Журнал Московской Патриархии. — 1959, № 4, с. 60. — 1945, № 4, с. 69—70.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912,1913 г., т. 5, с. 98.

Труды Киевской духовной академии. — 1875, июнь, с. 701.

Симбирские епархиальные ведомости. — 1898, № 22, с. 3.

Известия по Казанской епархии. — 1872, № 8, с. 245—256. — 1885, № 22, с. 818—819.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 140—141; т. 2, с. 1138—1139,1676, 2108.

Православная богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 1, с. 590; т. 7, с. 713.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 1, с. 485.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 2, с. 333.

Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 2, с. 88.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 421—422.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 19, 21, 40, 50, 66.



Амвросий Подобедов

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое амвросий подобедов
Значение слова амвросий подобедов
Что означает амвросий подобедов
Толкование слова амвросий подобедов
Определение термина амвросий подобедов
amvrosiy podobedov это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):