Большая биографическая энциклопедия - амвросий серебренников
Амвросий серебренников
или Ceребряков (до пострижения Авраам) — архиепископ екатеринославский и Херсонеса-Таврического, сын дьячка вятской епархии, род. в 1745 г., ум. 13-го октября 1792 г. Поступив в 1758 г. в Вятскую семинарию, он, по окончании курса в ней, продолжал учение в Московской духовной академии. В 1768 г. Серебренников назначен в Вятскую семинарию учителем синтаксимы и пиитики, а в 1773 г. переведен в Троицкую лаврскую семинарию преподавателем риторики, истории и французского языка. По принятии в конце 1775 г. монашества, Амвросий назначен префектом и учителем философии; в 1778 г. переведен в Московскую славяно-греко-латинскую академию на те же должности, а в 1782 г. назначен ректором Новгородской семинарии и возведен в сан архимандрита Антониева монастыря. 26-го декабря 1783 г. Амвросий хиротонисан во епископа олонецкого, в ноябре 1786 г. возведен в сан архиепископа екатеринославского, а по занятии русскими Молдавии, назначен, согласно желанию князя Потемкина, местоблюстителем молдаво-влахийской экзархии. Преосвященный Амвросий известен как ученый и проповедник. Он отличался необыкновенною любознательностью, энергиею и в то же время кротостью характера. Амвросий пользовался большою любовью князя Потемкина-Таврического и расположением Императрицы Екатерины II, узнавшей его во время своего путешествия на юг, где архипастырь-проповедник неоднократно встречал ее и приветствовал речами, за что получил от Государыни алмазный крест на клобук. За свое участие во II-м томе академического словаря избран был членом Российской академии. Из трудов Амвросия изданы: "Краткое руководство к оратории российской" M. 1779 и 1792 г. После риторики Ломоносова это первый опыт руководства на русском языке. Автор проводит здесь мысль, что "русская речь не может быть довольно обильна и возвышенна без славянских слов", хотя в то же время находит, что нет ничего неприятнее, как неумелое соединение славянского языка с русским. Из проповедей его изданы и известны, главным образом, три надгробные слова над князем Потемкиным, из коих "Последнее целование", кроме издания в Яссах в 1791 г., было повторено в "Северной Пчеле" 1848 г., № 208. Это слово хвалили митрополит Евгений, архиепископ Филарет и др. Зная хорошо древние и новые языки, преосвященный Амвросий перевел, между прочим, с французского прозою "Потерянный рай" Мильтона (Москва, 1780 г.), где в предисловии указаны "излишества и погрешности" поэмы относительно учения православной церкви. Кроме того, имеются в рукописях, хранящихся, между прочим, в библиотеке С.-Петербургской духовной академии, многие его проповеди, толкование на книгу пророка Иезекииля, сравнение христианства с Кораном и др.
Дела архива Св. Синода. — Филарет, "Обзор рус. дух. лит.", стр. 361. — Д. Бантыш-Каменский, "Словарь", изд. 1836 г. — М. И. Сухомлинов, "История росс. акад.", т. I, стр. 189—198. — Смирнов, "История Троицкой семинарии", стр. 495.
{Половцов}
Амвросий Серебренников
(или Серебряков) — архиепископ екатеринославский; род. в 1745 г., сын дьячка Вятской губернии; член Российской академии, "местоблюститель экзархии молдовлахийской", † 13 октября 1792 г. Приобрел большую известность своими проповедями, из коих многие напечатаны, а многие остаются еще в рукописях, хранящихся теперь в СПб. духовной академии. Особенную известность приобрела его проповедь "Последнее целование" — надгробное слово, произнесенное при отпевании его великого почитателя кн. Потемкина. Эта проповедь, восхвалявшаяся и митрополитом Евгением и архиепископом Филаретом, несколько раз была напечатана и недавно снова помещена в биографы А. (в т. I "Критико-биогр. словаря" С. А. Венгерова, стр. 497). Кроме проповедей, А. издал перевод Мильтона "Потерянный рай" (М, 1780), не с английского подлинника, а с французского перевода, и "Краткое руководство к оратории российской" (М, 1778; 2-е изд., М, 1791).
{Брокгауз}
Амвросий Серебренников
(или Серебряков; Авраам) — архиепископ Екатеринославский и Херсоно-Таврический.
Родился в 1745 году в семье дьячка Вятской губернии.
В 1758 году поступил в Вятскую духовную семинарию, затем в Московскую духовную академию.
В 1768 году назначен учителем синтаксимы и пиитики в Вятскую духовную семинарию.
В 1773 году переведен в Троицкую лаврскую семинарию преподавателем риторики, истории и французского языка.
В конце 1775 года принял монашество и назначен префектом семинарии и учителем философии.
В 1778 году переведен в Московскую славяно-греко-латинскую академию на те же должности.
В 1782 году возведен в сан архимандрита Антониева монастыря и назначен ректором Новгородской семинарии.
26 декабря 1783 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского.
В ноябре 1786 года возведен в сан архиепископа Екатеринославского и Херсонского.
С 22 декабря 1789 года — местоблюститель Молдо-Влахийской епархии.
Скончался 13 октября 1792 года. Погребен в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре в усыпальнице главного храма.
Преосвященный Амвросий известен как ученый и выдающийся проповедник своего времени. Он отличался необыкновенной любознательностью, энергией и в то же время кротостью и мягкостью характера.
Архиепископ Амвросий пользовался большой любовью светлейшего князя Таврического Г. А. Потемкина, расположением императрицы Екатерины II, от которой получил алмазный крест на клобук.
За участие в составлении тома академического словаря Амвросий был избран членом Российской Академии.
Будучи архиепископом Екатеринославским и Херсонским, преосвященный Амвросий занялся миссионерской деятельностью и многих старообрядцев возвратил к Православной Церкви.
Он заботился о воспитании детей духовенства, о благоустройстве церквей, повышении нравственного уровня священников.
В качестве местоблюстителя Молдо-Влахийской митрополии преосвященный Амвросий много потрудился над приведением в порядок расстроенных дел Церкви, находившейся под мусульманским игом.
Своим милосердием, благотворительностью и готовностью оказать всякую помощь, владыка привлекал под свою защиту единоверцев из Греции, Сербии и других православных земель.
Преосвященный Амвросий ценил и уважал подвижников-монахов, покровительствовал монастырям. По прибытии своем в Молдавию он посетил Нямецкий монастырь и возвел в сан архимандрита подвизавшегося в нем знаменитого старца Паисия Величковского (память 15/28 ноября).
При жизни архиепископ Амвросий прославился строгим благочестием и подвижничеством, а после смерти — нетлением останков.
Труды:
Краткое руководство к оратории российской. — М., 1778,1791.
Три надгробных слова над князем Потемкиным Г. А., из которых "Последнее целование". — Яссы, 1791, М., 1791 и // Северная пчела. — 1848. № 208.
Перевод с французского:
Мильтон Дж. Потерянный рай. — М., 1780,1785, 1802.
Кроме того имелись в рукописях в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии и в архиве Святейшего Синода многие его проповеди, Толкование на книгу пророка Иезекииля, Сравнение истин христианства с началами магометанской религии и др.
Литература:
Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Составитель А. А. Павловский. — Нижний Новгород, 1907, с. 548.
Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. — М., 1867, с. 495.
Сухомлинов М. И. История Российской академии. — СПб., б. г., т. 1, с. 189—198.
Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. — М., 1836.